Friday, January 17, 2020

The secret life of the mind. Тайная жизнь мозга. (Mariano Sigman)

Лучшие цитаты и заметки книги:
"Игра - это открытие. Ее напряженность зависит он неопределенности, которую ребенок обнаруживает в ее правилах."
"Когда мы принимаем решение, размышляя над небольшим набором елементов, то делаем лучший выбор, потратив время на обдумывание. Но когда проблема сложная, то в целом мы выбираем лучше, если следуем своей интуиции." !
"Уверенность - это окно в личное знание."
"Осознание возникает в подсознательных, а не в сознательных нейронных контурах. Эта схема лежит в основе трех взаимосвязанных идей, сыгравших решающую роль в исследовании сознания.
1) Почти вся психическая активность является бессознательной.
2) Бессознательное - истинный двигатель наших поступков.
3) Сознательный разум воспринимает и, до определенной степени, распоряжается сигналами, поступающими от бессознательного. Таким образом, не сознание - подлинный автор наших осознанных действий. Но оно способно редактировать, видоизменять и цензурировать их."
"Когда человек действительно принимает решение, он не знает, что фактически оно уже было принято несколько секунд назад."
"Левое полушарие сочиняет правдоподобную историю с целью оправдать действие пациента, так как реальный мотив поступка для него недоступен. поэтому сознательный разум выступает не только в роли ведущего, но и в роли толкователя, сочинителя истории, задним числом объясняющей наши часто необъяснимые поступки."
"через одну секунду после решения его зрачки расширяются почти в четыре раза. Иными словами, тело знает, когда выбор был вынужденным, но сам наблюдатель не осознает этого. Наши глаза - более надежный индикатор истинной причины решения, чем наши мысли."
"Наши глаза постоянно находятся в движении. В среднем они совершают три саккады (быстрых перемещения) в секунду. При каждой из них наши глаза с большой скоростью смещаются с одной стороны образа на другую... Теперь нам известно, что мозг редактирует визуальную историю. Он похож на оператор-постановщика конструируемой нами реальности. Стабилизация изображения опирается на два механизма, которые сейчас пробуют использовать в цифровых камерах. Первый из них называется саккадическим подавлением: мозг в буквальном смысле прекращает запись, когда глаза движутся. Иными словами, в ту долю секунды, когда наши глаза находятся в движении, мы совершенно слепы. Хотя мы редактируем мысленное кино во время движения глаз, остается одна проблема. После саккады изображение должно "дергаться", как это бывает в домашних видеофильмах или в кино направления "Догма 95", когда кадр моментально перескакивает с одного участка на другой. Но этого не происходит. Почему? Оказывается, рецепторы нейронов зрительной коры, в чем-то похожие на пиксели, кодирующие каждую единицу изображения, тоже движутся, компенсируя движение глаз. Так возникает ровный поток восприятия, где изображение остается статичным, несмотря на постоянное смещение кадра. Это один из многих примеров того, как наш сенсорный аппарат резко перестраивается в соответствии с информацией о будущих действиях, поступающей от мозга. Можно сказать, что зрительная система похожа на активную камеру, которая осознает свои действия и меняет режим записи в зависимости от планируемого движения. Это еще один след формирования петли восприятия. Мозг информирует сам себя; он ведет запись своей деятельности. Можно назвать это прелюдией к сознанию... Мозг предвидит действие, которое он совершит, и это предупреждение создает сенсорное изменение. Предчувствие не работает на осознанном уровне: мы не можем намеренно редактировать визуальный поток, но в нем заключается источник сознания." !!!
"Когда интенсивность нейронной реакции на стимул превышает опредленной порог, примерно через 300 миллисекунд появляется вторая волна мозговой активности. Она не ограничивается отделами мозга, связанными с сенсорной природой стимула (зрительная кора для образов или слуховая кора для звуков) и распростаняется по мозгу, как лесной пожар. Если эта вторая мощная волна охватывает почти весь мозг, стимул становится осознанным. в противном случае этого не происходит."
"Куда попадут слова, которые мы слышим во сне? Тристан Бекнштейн решил изучить этот вопрос и придумал простой эксперимент, идеально подходящий для засыпания. Повторение слов - игра из детства. Это отличается от нашего представления о лабораторном эксперименте; дело происходит в постели, где человек слушает монотонный убаюкивающий голос: слон, стул, стол, белка, страус ... Каждый раз, когда произносится название животного, участник должен пошевелить правой рукой, а если это предмет мебели - то левой рукой. Это легко, но действует завораживающе. Вскоре реакции становятся прерывистыми. Дыхание человека все глубже, и электроэнцефалограмма показывает синхронное состояние, означающее, что он уже спит. Тристан обнаружил, что в спящем мозге голос превращается в слова, и эти слова обретают смысл. Более того, мозг продолжает ту же игру: участок, который управляет движением правой руки, каждый раз активируется при упоминании животного, а участок, управляющий движением левой руки, активируется при упоминании мебели."
"сон является элементом творческого процесса... сны помогают появлению оригинальных идей, но лишь после того, как мы обзавелись прочной основой ранее усвоенных знаний" !!
"нет такого состояния, когда наш мозг ничего не делает"
"Осознанное сновидение - удивительное состояние разума. Оно сочетает в себе лучшее из двух миров: образность и творческую насыщенность снов и контроль бодрствования." !!
"В 1992 году Мешулам совершил свое третье октрытие: он обнаружил внутреннее соединение, вырабатываемое естественным образом и обладающее таким же воздейтсвием, как марихуана. Ученый назвал это соединение анандамидом"
"Великий нейропсихолог Ларри Скуайр разработал классификацию разделяющую обучение на две категории. (1) Декларативное обучение происходит на сознательном уровне и может быть объяснено словами. Хороший пример такого обучения - правила игры. Когда они усвоены, их можно объяснить (описать) новому игроку. (2) Интуитивное обучение включает навыки и привычки, обычно усваиваемые на неосознанном уровне. Есть виды знания, которые трудно выразить в языковой форме и объяснить другому."
"Одно дело усвоить знания как есть, но совсем другое - применить их на практике."
"Большинство из нас помнят, как они учились читать. После интенсивных занятий в школе многим это давалось быстро и почти без усилий. Мы глотаем одну книгу за другой, не стараясь читать быстрее. Но если возобновить постоянные и методичные упражнения, то можно значительно увеличить скорость чтения, сохраняя понимание прочитанного."
"Некоторые сочинения Чайковского были настолько сложными с технической точки зрения, что их никогда не исполняли. Скрипачи того времени полагали, что это невозможно. В наши дни эти сочинения все еще считаются трудными, но многие скрипачи исполняют их."
"То, что мы считаем талантом, - не врожденный дар, а почти всегда результат упорной работы."
"Большинство детей обладает почти абсолютным слухом, но без практики он атрофируется. У детей, которые с раннего возраста начинают учиться музыке, в большинстве случаев развивается абсолютный слух - опять-таки не из-за врожденной одаренности, а благодаря упорной работе."
"Мозг паралельный и мозг последовательный. Кора головного мозга разделена на две больших системы. Одна из них называется дорсальной... Другая, вентральная. В функциональном контексте это различие гораздо более актуально, чем более популярный вариант с разделением на полушария. Дорсальная часть включает теменнную и лобную кору, тесно связанную с сознанием, с мозговой активностью, определяющей действия, и с медленной, последовательной работой мозга. Вентральная часть коры ассоциируется с автоматическим и в целом бессознательноыми функциями; она соответствует быстрому, паралельному способу функционирования."
"Дорсальный маршрут:
- процесс обучения,
- медленный,
- умственные усилия,
-последовательный,
- гибкий и разносторонний,
- читает букву за буквой."

"Вентральный маршрут:
- порог одобрения,
- быстрый,
- автоматический,
- паралельный,
- жесткий и стереотипный,
- автоматическое чтение"
"В вентральной коре у мозга есть серия карт, позволяющих нам быстро и эффектинво осуществлять разные функции. Теменная кора отвечает за сочетание этих карт, но этот процесс происходит медленно и требует усилий. Однако человеческий мозга обладает способностью менять репертуар автоматических операций. После многих тысяч повторений в вентральной коре появляется новая функция. Это выглядит как аутсорсинг - как если бы сознательная часть мозга делегировала полномочия вентральной коре. Осознанные ресурсы, требующие умственных усилий и ограниченные способностями лобной и теменной коры, могут быть посвящены другим задачам. Это ключ к умению читать, необыкновенно важный для педагогики. Опытные читатели, проглатывающие книги от корки до корки без всяких усилий, делегируют полномочия вентральной коре; начинающие читатели не делают этого, и их разум всецело поглощен задачей чтения."
"те, кто плохо читает, не только делают это медленнее; им мешает то, что они полностью сосредоточены на чтении, а не на смысле слов."
"Существуют горизонтальные и вертикальные линии, углы, арки и наклонные черты. Когда вы сосчитаете наиболее частые штрихи во всех алфавитах, то увидите необычную закономерность: штрихи, наиболее распространенные в природе, встречаются во всех алфавитах"
"Морфология слова.
Маленькие читатели произносят слова как бы в замедленной сьемке. После множества повторений этот процесс становится автоматическим; вентральная часть зрительной системы создает новый нейронный контур для распознавания букв. Этот детектор формируется благодаря перекомпоновке уже существующих контуров, определяющих штрихи. Новые кирпичики зрительной системы, как в конструкторе "Лего", в свою чоередь проходят перекомпановоку для распознавания слогов из двух или трех букв. Процесс продолжается, и теперь в качестве елементов выступают отдельные слоги. На этом этапе ребенок читает слово "папа" в два этапа, по одному на каждый слог. Позднее, когда появляется привычка к чтению, слово читается целиком, как один элемент. Иными словами, чтение превращается из последовательного процесса в параллельный. В конце обучения у читателей образуется функция мозга, способная целиком распознавать большую часть слов, кроме очень длинных и составных.
Откуда мы знаем, что взрослые люди читают слово за словом? Первое доказательство - глаза читателя, которые движутся с остановками на каждом слове. Каждая такая остановка продолжается около 300 миллисекунд, после чего взгляд резко перескакивает на другое слово. В тех системах письма, где движение происходит слева направо, мы пристально фокусируем взгляд на первой трети слова, так как мысленно следуем оттуда вправо, к будущему чтению. Это очень точный процесс, и, разумеется, он происходит непроизвольно, автоматически и на бессознательном уровне.
Вторым доказательством служит измерение времени, потраченного на прочтение каждого слова. Если бы мы читали буква за буквой, то время было бы пропорционально длине слов. Однако время, затраченное читателем на прочтение слова из двух, четырех или пяти букв, остается неизменным. Таково великое преимущество распараллеливания; время выполнения операции не зависит от количества знаков в единице, которой мы оперируем. Этот процесс оганичен при чтении очень длинных и составных слов, такие как "грудинно-ключично-сосцевидный". Но для слова от двух до семи букв время прочтения остается почти одинаковым. У тех, кто только учится читать или страдает дислексией, оно увеличивается пропорционально количеству букв в словах."
"Паралельное чтение - это заключительный этап, который достигается лишь после наработки промежуточных функций."
"Два мозга для чтения.
Две разные системы мозга: лобно-теменной, которая отличается гибкостью, но работает медленно и требует усилий, и вентральной, посвященной отдельным функциям, которые выполняются автоматически и с большой скоростью. Эти системы сосуществуют друг с другом, и их актуальность меняется в ходе обучения. Будучи опытным читателями, мы пользуемся главным образом вентральной системой, хотя лобно-теменная система работает в фоновом режиме. Она включается в работу, когда мы читаем неразборчивый почерк, или же буквы расположены в непривычном виде: вертикакльно, справа налево или с большими промежутками. В таких случаях нейронные контуры вентральной коры, которые не отличаются гибкостью, перестают работать. Тогда мы начинаем читать, как маленькие дети или люди, страдающие дислексией. Еще труднее прочитать слово-капча (CAPTCHA), поскольку в нем есть несоответствия, из-за которых вентральаня ситема не способна его распознать. Это способ обращения к латентной последовательной системе чтения - и возможность оказаться в том положении, когда мы только учились читать."
"мы внутренне проговариваем текст, даже если читаем беззвучно." !!!
"Естественные строительные кирпичики устной речи - слоги, а не фонемы." !
"Способность разделять звук слова на составные фонемы называется фонологическим восприятием; она не врожденная, а приобретается с умением читать."
"Чтение тренирует фонологическое восприятие, поскольку для осознания фонемы как строительного кирпичика речи она должна иметь ярлык, название, которое отличает ее и превращает в обьект звукового потока. Этими ярлыками и служат буквы, обозначающие фонемы. В сущности, большинство проблем с чтением имеет не визуальное, а слуховое и фонологическое происхождение. Невнимание к фонологическому аспекту устной речи - одна из наиболее частых ошибок при обучении."
"дислексия практически не имеет отношения к мотивации или к интеллекту. Скорее это следствие специфических затруднений в тех областях мозга, где происходит связь между зрением и фонологией."
"Игра с удалением фонемы из слова - превосходное упражнение для детей с дислексией: "слоны - слон - сон - он""
"Дети, обладающие низкой чувствительностью фонологической системы, предрасположены к дислексии"
"Обучение чтению - одна из самых важных областей, где наука о человеческом мозге может оказаться полезной для педагогической практики."
"Мозг - не пустая страница, где записываются разные вещи, а скорее неровная поверхность, к которой хорошо подходят одни формы и не подходят другие."
"Самые трудные задачи для взрослых - это те, с которыми они плохо справлялись, когда были детьми"
"Дети обладают своеобразным педагогическим инстинктом. Они прирожденные учителя. Ребенок всегда стремится делиться своими знаниями."
"Docendo discimus - обучая других, мы учимся сами. Мы учимся не только тому, чему учим, но также проверяем свои и чужие знания. Мы не только лучше знакомимся с предметом, но и узнаем что-то новое о себе и других."
"(Жозеф Жубером) Учить - значит учиться дважды."
"Обучение других - это способ позаботиться о себе."

No comments:

Post a Comment

Brain Words: How the Science of Reading Informs Teaching

  Speed reading practice  (promo) Book notes: “The more you read and study and experience life, the more words you add to that dictionary in...