Monday, December 16, 2019

Когнитивная психология в контексте проблем современного образования

Когнитивная психология в контексте проблем современного образования
Цитаты из книги:

"актуальность идеи непрерывного образования, образования не «на всю жизнь», а «через всю жизнь» и, соответственно, обновления информации, составляющей содержание обучения, а также педагогических технологий ее передачи детям и взрослым."

"Информация – это некоторая объективно заданная семиотическая, знаковая система, носителем которой являются средства ее хранения и трансляции, включая людей (обучающих)."

Тренируй свой мозг. (промо)

"знание – подструктура личности каждого конкретного человека, отражение в его психике той реальности, о которой эта информация что-то сообщает, субъективный смысл для него данного сообщения."

"А. Ферьер: «И сотворили школу так, как повелел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Он не может сидеть без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить – ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания – ему их дают в готовом виде. И тогда дети научились тому, чему никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. Дети отбились от рук. Они бегут из дома, ищут приключений. Они становятся практичны, самоуверенны и упорны без помощи школы и даже вопреки ей. И разрушилась Школа, которая была сотворена по наущению дьявола»"

"формирование мировоззрения всегда было, есть и будет важнейшей целью образования."

"Когнитивные карты человека всегда отражают ту или иную мировоззренческую систему, которая определяет его отношение к окружающему миру и самому себе."

"С.Л. Рубинштейн писал: «Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-либо понять»"

"Понять – значит обрести знание, которое отражает суть вещей, соединяет нечто ранее известное с уже неизвестным, превращает ранее разрозненное в систему... понимание выступает как присвоение знаний и обращение их в составную часть психологического механизма, регулирующего деятельность в соответствии с требованиями практики."

"о понимании можно говорить как о регуляторном механизме в процессе познания."

"Среди средств, с помощью которых осуществляется понимание, существенную роль играет язык. Каждый его акт, каждое слово является содержательным элементом этого процесса."

"Понимание литературных текстов детьми дошкольного возраста имеет особое значение для их умственного развития. Именно в процессе слушания рассказов и сказок у детей происходит интенсивное формирование внутреннего плана действия"

"Игра и слушание сказок создают благоприятные условия для возникновения и развития новой формы психической деятельности ребенка"

"Анализ процессов понимания текста, проведенный П.П. Блонским, позволил ему выделить четыре стадии понимания у детей: • 1 стадия – узнавание, наименование, отношение к родовому понятию; • 2 стадия – спецификация понятия, выявляющая смысл происходящего; • 3 стадия – объяснение посредством сведения к известному; • 4 стадия – объяснение на основе «генезиса», поиска причины происходящего."

"Н.Г. Морозова выделяет три уровня понимания текста. При этом школьник разделяет фактическое значение содержания и личностный смысл. 1. Понимание фактического значения слова, фразы, отрывка. 2. Понимание смысла как вывода на основе значения слов и фраз. 3. Понимание смысла описываемого события и поступка на основе авторского отношения к ним"

"М.Я. Микулинская, изучая уровни понимания школьниками предложения, выделяет шесть уровней понимания: 1) лексического содержания предложения; 2) логического содержания предложения; 3) основного смысла предложения; 4) логического смысла предложения; 5) добавочного смысла, оттенка; 6) (осознавание) способов представления разнообразных характеристик мыслей."

"Текст, по мнению ряда психологов – Н.И. Жинкина, А.Р. Дурня, В.Д. Тункеля и других, представляет собой иерархию смыслообразований разной степени сложности и значимости."

"Дети, у которых сформировано целостное синтетическое чтение на уровне слова (чтение вслух целыми словами), не могут глубоко проникнуть в смысл прочитанного, следовательно, глубоко понять содержание текста. Таким образом, умение читать «про себя» связано с умением более полного осмысления содержания текста, обобщения, а значит, и глубокого понимания его содержания."

"Наибольшее количество научной и учебной информации учащийся получает именно в текстовой форме."

"Тест-руки (Hand-test) Э. Вагнера, 3. Пиотровски и Б. Бриклени. В нашей стране тест адаптирован Т.Н. Курбатовой. Тест-руки позволяет изучить бессознательные тенденции личности к агрессивному поведению."

"Считается, что прототипами современных имитационно-игровых технологий были военные игры и шахматная игра."

"Необходима такая организация игровой среды («игрового поля»), которая раскрепощает обучающегося, а не создает для него дополнительные трудности."

"Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств ума, внимания, памяти и других сторон психики"

View all my reviews

No comments:

Post a Comment

"Теорія розваг для ігрового дизайну" Раф Костер

Кращі нотатки з книги: “ті приємні мурашки, які пробігають у нас по спині після особливо потужної музики або дуже класної книжки, — результа...