Monday, August 9, 2021

Психология интеллекта. Парадоксы исследовани (Холодная М. А.)

Психология интеллекта. Парадоксы исследования
Тренировка мозга! (promo)

Лучшие заметки из книги:

"Кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума. Англ. филолог Дж. Барнс (1654—1712)"

"В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего."

"С психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности."

"Интеллект — как здоровье: когда он есть и когда он работает, его не замечаешь и о нем не думаешь, когда же его недостаточно и когда в его работе начинаются сбои, то нормальный ход жизни нарушается. "

"глупыми людьми управлять значительно легче"

"Интеллект определяется как продуктивная способность, обеспечивающая возможность выявления связей и отношений в заданных тестовых ситуациях."

"Дж. Кэррол, применив для обработки своих тестовых данных фак торный анализ и опираясь при интерпретации полученных результатов на идеи когнитивной психологии (в частности, на положение о решающем значении процесса переработки информации), получил 24 фактора интеллекта: мысленное оперирование образами, вербальная беглость, силлогистические умозаключения, чувствительность к противоречию и т. д. (Carroll, 1976). "

"«наши достоинства — это продолжение наших недостатков, а наши недостатки — это продолжение наших достоинств»"

"Интеллект, будучи сложнейшей нелинейной системой, включает хаос как органическую составляющую, то есть обладает свойством непредсказуемости."

"Теория «множества интеллектов» Х. Гарднера обосновывает существование девяти независимых видов интеллекта — лингвистического, логико-математического, пространственного, музыкального, телесно кинестетического, межличностного, внутриличностного, натуралистического, экзистенциального (Gardner, 1983; Гардер, 2007)."

"Ключевая характеристика интеллектаинсайт (внезапное, неожиданное уяснение сути проблемы)."

"База знаний — это существующие семантические сети и структура семантических данных, посредством которых субъект строит свои собственные представления о происходящем, а также правила (процедуры), посредством которых субъект использует имеющиеся у него сведения."

"умен не тот, кто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знаний."

"Согласно Ж. Пиаже, интеллект — это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и процесса аккомодации (изменение этих когнитивных схем в зависимости от требований объективного мира). Таким образом, суть интеллекта заключается в возможности осуществлять гибкое и одновременно устойчивое приспособление к физической и социальной действительности, а его основное назначение — в структурировании (организации) взаимодействия человека со средой (Пиаже, 1969)."

"В свое время Д. Гранин исчерпывающе кратко охарактеризовал суть образования. «Образование — это то, что останется после того, как все выученное забудется»."

"Отношение к противоречию является очень точным критерием культуры ума. Даже, собственно говоря, показателем его наличия. Рус. философ Э. Ильенков (1924—1979)"

"Эмоциональный интеллект (аналогично традиционному обозначению общего интеллекта в виде IQ для эмоционального интеллекта принято обозначение EQ) определяется как форма интеллекта, включающая способности воспринимать и выражать эмоции, различать их между собой, отслеживать свои и чужие эмоциональные состояния, понимать эмоции и рассуждать об их причинах, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей (Goleman, 1995; Mayer, Salovey, 1997; Люсин, 2004; Сергиенко, Ветрова, 2010 и др.)."

"Х. Гарднер, выделив семь видов интеллекта (лингвистический, логико-математический, музыкальный, телесно-кинестетический, пространственный, межличностный и внутриличностный) (Gardner, 1983) в более поздней своей работе счел нужным добавить дополнительные виды интеллекта, в том числе духовный интеллект (Gardner, 1999)."

"Р. Эммонс определяет «духовный интеллект» как механизм, с помощью которого люди могут улучшить общее качество своей жизни, сделать ее более осмысленной, продуктивной и счастливой."

"способность к трансценденции (возможность выхода сознания за пределы обыденного и физического в область высших переживаний, позволяющих человеку ощутить свое единство с природой, человечеством, переходить из сферы возможного опыта в сферу невозможного опыта);"

"Интегральный интеллект — это способность преднамеренно использовать особые расширенные состояния сознания, в которых индивидуальное понимание соединяется с надличностным, выходящим за пределы разума индивидуума и его сенсорных органов."

"Ментальное пространство (mental space) — это динамическая форма ментального опыта, которая актуализуется в условиях познавательного взаимодействия субъекта с миром."

"Ментальные структуры (mental structures) — это система психических образований, которые в условиях познавательного контакта человека с действительностью обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, обобщение имеющейся информации и порождение новой информации, управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуальной деятельности."

"Понятие ментальных пространств — сугубо в лингвистическом смысле — получило свое развитие в рамках «теории концептуальной интеграции» (conceptual blending theоry), разработанной М. Тернером и Ж. Фоконье (Turner, Fauconnier, 1995; Fauconnier, Turner, 1998)."

"Характерно, что ментальные пространства — это предпосылка «моделирующего рассуждения», суть которого заключается в конструировании возможной, контрфактической и даже альтернативной реальности."

"Ментальная репрезентация (mental representation) — это актуальный умственный образ того или иного конкретного события (то есть субъективная форма «ви́дения» происходящего). Иными словами, ментальные репрезентации являются оперативной формой ментального опыта, они изменяются по мере изменения ситуации и интеллектуальных усилий субъекта, являясь специализирован ной и детализированной умственной картиной события."

"Ментальный опыт, судя по имеющимся данным, представлен в трех основных формах, таких, как ментальные структуры, ментальное пространство и ментальные репрезентации."

"Интеллект по своему онтологическому статусу — это особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего. Особенности состава и строения индивидуального ментального опыта предопределяют характер воспроизведения объективной действительности в сознании человека, а также своеобразие его интеллектуального поведения."

"когнитивный опыт — это ментальные структуры, отвечающие за прием, хранение, упорядочивание и преобразование поступающей и наличной информации. Их основное назначение — оперативная переработка информации об актуальном воздействии на разных уровнях познавательного отражения;"

"понятийный опыт — это ментальные структуры, обеспечивающие формирование значений, обобщение и конструирование информации на основе процедур семантического описания, категоризации, абстрагирования, идеализации, интерпретации. Их основное назначение — вы явление существенных признаков и воспроизведение в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных аспектов его окружения;"

"метакогнитивный опыт — это ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольную и произвольную регуляцию процесса переработки информации, а также сознательно управлять работой собственного интеллекта. Их основное назначение — кон троль за ходом интеллектуальной деятельности и состоянием индивидуальных интеллектуальных ресурсов;"

"интенциональный (эмоционально-оценочный) опыт — это ментальные структуры, которые лежат в основе индивидуальных познавательных склонностей. Их основное назначение — определение субъективных предпочтений относительно определенного предметного материала, способов решения проблем, источников информации и т. д."

"Архетипические структуры — это такие формы когнитивного опыта, которые передаются субъекту по линии генетического и / или социального наследования и характеризуют связанные с образом жизни человека как родового существа некоторые универсальные эффекты переработки информации... В научной литературе подобного рода доопытные формы индивидуального ментального опыта обозначаются с помощью таких понятий, как «априорные категории» (И. Кант), «иррациональный опыт» (Ф. Шеллинг), «архетипы коллективного бессознательного» (К. Г. Юнг), «глубинные структуры» (или «врожденные настройки» (Н. Хомский) и т. д."

"Модальные структуры — это субъективные средства, с помощью которых развивающийся человеческий индивид воспроизводит (отображает) в своем опыте информацию об окружающем мире."

"в информационном обмене человека с окружающей средой участвуют четыре основные психические модальности: 1) знаки (словесно-речевой способ кодирования информации); 2) зрительные образы (визуальный способ кодирования информации); 3) двигательные образы (предметно-практический способ кодирования информации); 4) сенсорно-эмоциональные впечатления (сенсорно-эмоциональный способ кодирования информации)... Таким образом, когда мы нечто понимаем, мы это словесно определяем, мысленно видим, соотносим с набором моторных движений и чувствуем."

"Беда заключается в том, что традиционное обучение, превращая слова (знаки, символы) чуть ли не в единственное средство интеллектуального общения с учеником, тем самым игнорирует ключевое значение трех других, столь же важных для развития интеллектуальных возможностей детей способов накопления знаний о мире — через визуальный образ, предметное действие и сенсорное впечатление.

"Когнитивная схема — это обобщенная и стереотипизированная форма хранения прошлого опыта относительно строго определенной предметной области (знакомого объекта, известной ситуации) либо привычной последовательности событий и возможных действий."

"Декларативная схема — это когнитивная структура, которая отвечает за прием, сбор и преобразование информации в соответствии с требованием воспроизведения устойчивых, нормальных, типичных характеристик происходящего (в том числе прототипы, предвосхищающие схемы, когнитивные карты, фреймы и т. д.)."

"Возьмем, в частности, такую когнитивную схему, как прототип. Прототип — это когнитивная структура, которая воспроизводит типичный пример данного класса объектов или пример определенной категории... Таким образом, прототип — это обобщенное визуальное представление, в котором воспроизведен набор общих и детализированных при знаков типичного объекта и которое выступает в качестве основы для идентификации любого нового впечатления или понятия."

"процедурные схемы — это когнитивные структуры, в которых фиксирована последовательность выполнения определенных действий (скрипты, или сценарии, содержащие информацию о последовательности нормативных действий в определенной ситуации и нормативных последствиях события в данной ситуации; алгоритмы; правила; «схемы ориентировочной основы действия», по П. Я. Гальперину; «оперативные схемы», по Дж. Паскуаль-Леону; и т. д.)."

"Особое значение для эффективной интеллектуальной деятельности имеют ментальные операторы. Основные среди них: 1) М-оператор (mental power) (отвечает за активизацию необходимого количества схем, релевантных конкретной задаче, и характеризующий уровень «ментальной энергии» субъекта); 2) I-оператор (interrupt) (отвечает за торможение нерелевантных схем); 3) L-оператор (learning) (отвечает за усвоение знаний и способов деятельности) 4) Е-оператор (executive) (обеспечивает оперативную регуляцию работающих схем) и F-оператор (field of activation) (оперативно активизирует весь комплекс схем в долговременной памяти)"

"ментальные операторы — по отношению к когнитивным схемам (фигуративным и оперативным) как компонентам когнитивного опыта — являются ментальными структурами более высокого порядка, выступая в качестве компонентов метакогнитивного опыта."

"Темпоральные схемы — это когнитивные структуры, отвечающие за оперативную переработку информации о временны́х аспектах происходящего (шире — за организацию психического времени)."

"семантические структуры — это форма организации индивидуальной системы значений, характеризующая содержательный строй индивидуального интеллекта."

"Категориальные структуры — это ментальные структуры, в которых фиксируются различные мыслительные формы обобщений как исторического опыта практического и духовного освоения мира, так и событий в рамках индивидуального опыта человека."

"Категории организуют, упорядочивают мышление, благодаря нали чию категорий мыслительная деятельность приобретает системный характер."

"категории являются «матрицами понимания и оценки смысла нового опыта» (А. Н. Книгин)."

"В составе метакогнитивного опыта можно выделить четыре типа ментальных структур, обеспечивающих различные формы саморегуляции интеллектуальной активности: непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метаконитивная осведомленность и открытая познавательная позиция."

"Непроизвольное внимание — это избирательная направленность сознания на определенные аспекты происходящего под влиянием «бросающихся в глаза» характеристик объектив ной ситуации и потребностно-аффективных состояний субъекта, тогда как непроизвольный интеллектуальный контроль — это избиратель ная регуляция процесса переработки информации на субсознательном уровне, обусловленная объективными требованиями ситуации и оперативной динамикой актуальной интеллектуальной деятельности."

"интеллект — это психическая реальность, структура которой может быть описана в терминах состава и строения ментального (умственного) опыта"

"Интеллектуальные способности и познавательные стили выступают в качестве производных по отношению к особенностям организации разных уровней ментального опыта личности — когнитивного, понятийного, метакогнитивного и интенционального опыта."

"Конвергентные способности обнаруживают себя в показателях эффективности процесса переработки информации, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями задан ной тестовой ситуации."

"Дивергентные способности (креативность) — это способность порождать множество разнообразных идей в нерегламентированных условиях деятельности."

"Креативность в широком смысле слова — это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон); способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах); способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Тор ренс); способность отказываться от стереотипных способов мышления, а также гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую (Дж. Гилфорд); восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности) и метафоричность (готовность работать в фантастическом, «невозможном» контексте, совмещать и комбинировать разнородные идеи) (М. А. Холодная)."

"В качестве показателей психометрической креативности обычно рассматриваются: 1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени); 2) оригинальность (способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, типичных ответов); 3) гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи, легко переходить от одной идеи к другой); 4) разработанность (способность разрабатывать возникшую идею с использованием множества деталей)."

"Обучаемость как общая способность усваивать новые знания и способы деятельности характеризует процессуальные свойства интеллекта."

"интеллект не является статической чертой, но скорее выступает как динамическая система переработки информации."

"эксплицитная обучаемость обучение осуществляется на основе произвольного, сознательного контроля процессов переработки информации"

"имплицитная обучаемостьобучение осуществляется непроизвольно, в условиях посте пенного накопления информации и необходимых навыков по мере освоения новой деятельности"

"Понятийные способности — это психические свойства, обеспечивающие формирование семантических сетей, использование категорий разной степени обобщенности, выявление имплицитных закономерностей и порождение новых идей. В различных исследованиях понятийные способности описывались как «семантический и символический интеллект» (J. P. Guilford), «способность к абстрактному мышлению» (J. Sattler), «концептуальный интеллект» (R. Li), «порождающее мышление» (T. Ward, C. Sifons), «мышление в понятиях» (Л. С. Выготский), «понятийное мышление» (Л. М. Веккер)."

"Можно выделить три вида понятийных способностей: семантические, категориальные и концептуальные способности (Холодная, 2012)."

"ключевой признак человеческого интеллекта — это способность порождать (конструировать) новые предметные содержания в процессе познания внешнего и внутреннего мира"

"Метакогнитивные способности — это психические качества, которые обеспечивают непроизвольный и произвольный контроль процессов переработки информации и саморегуляцию разных аспектов интеллектуальной деятельности."

"Стили мышления — это индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем."

"И интеллектуальные способности, и познавательные стили — это свойства («внешние» проявления) интеллекта, которые пересекаются между собой по своим механизмам."

"интеллект — это способность быть способным. И механизм этой способности должен быть описан в терминах устройства ментального мира субъекта (его ментальных структур, ментального пространства и ментальных репрезентаций происходящего)."

"Талант (в области интеллектуальной деятельности) — высший уровень интеллектуального развития личности, который обеспечивает возможность создания идей, теорий, научных, литературных и философских произведений, имеющих ту или иную степень общественной значимости."

"возможности «взрыва» творческих интеллектуальных достижений между 40—60 годами"

"мудрость — это сторона (составляющая) естественного интеллекта, ибо она имеет прямое отношение как к переработке информации о происходящем, так и к адаптационным процессам. В то же время мудрость представляет собой специфическое состояние интеллектуальной зрелости, проявляющееся в контексте обыденного образа жизни и являющееся результатом длительного и уникального процесса накопления жизненного опыта."

"Мудрость, действительно, — это особая форма интеллектуальной одаренности."

"поговорка: «Когда умирает старый человек, горит целая библиотека»"

"чтобы стать мудрым, человек должен прожить целую жизнь"

"Общеизвестно, что к одаренным людям нельзя подходить с какой либо единой меркой, ибо каждый одаренный человек крайне своеобразен. И все-таки есть то общее, что характеризует одаренных людей: они по-особому смотрят на происходящее, у них другой взгляд на мир."

"Интеллектуальная одаренность — результат длительного, подчиняющегося определенным закономерностям процесса, суть которого заключается в выстраивании и обогащении индивидуального ментального опыта."

"от того, как будет функционировать школа, зависят не толь ко настоящие, но, в первую очередь, будущие условия жизни людей"

"Интеллектуальное воспитание — это форма организации учебно воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей."

"Единицей содержания школьного предмета является учебный текст. Текст является ценнейшим элементом культуры и важнейшей составляющей образовательного процесса. Об особой роли текста в интеллектуальном развитии личности говорят многие специалисты, рассматривая текст как «мыслящую структуру» (В. В. Иванов), «модель приключения мысли» (Л. Э. Генденштейн), «партнера-собеседника» (М. М. Бахтин)."

"Текст — это та естественная среда, в которой осуществляется интеллектуальное развитие человека на протяжении всей его жизни"

"Мудрость — высший уровень интеллектуального развития личности, связанный с эффективным анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей."

"Мышление — опосредованное и обобщенное отражение существенных характеристик действительности на основе ее анализа и синтеза (в широком смысле); процесс решения и постановки задач (в узком смысле). Мышление — одна из форм проявления интеллекта (наряду с другими познавательными процессами)."

"Понятие — форма мышления, отражающая природу определенного круга объектов; исторически сложившаяся единица знания о наиболее общих, существенных и закономерных признаках явлений действительности; синоним «понимания сути дела»."

"Синтез — мыслительная операция соединения различных элементов (частей, сторон) в целое."

"Анализ - мыслительная операция расчленения целого на части"

"Структура — относительно устойчивое единство некоторого множества взаимосвязанных элементов, характеризующее целостность соответствующего объекта."

"Функция (букв. — осуществление, выполнение) — способ поведения, присущий какому-либо объекту и служащий определенной цели."

No comments:

Post a Comment

Brain Words: How the Science of Reading Informs Teaching

  Speed reading practice  (promo) Book notes: “The more you read and study and experience life, the more words you add to that dictionary in...