Sunday, August 7, 2022

Конституция свободы (Фридрих Хайек)

Конституция свободы
Заметки из книги:

Что такое Скорочтение? (promo)

Конституция свободы (Фридрих Хайек)
Полезный перечень важных работ можно найти в книге: Hazlitt Н. The Free Man’s Library. Princeton, NJ: Van Nostrand, 1956.

Чтобы старые истины сохраняли свое влияние на людские умы, их нужно формулировать заново, используя язык и понятия очередного поколения.

ни один человеческий ум не способен охватить все знание, которое направляет жизнедеятельность общества, и что из этого вытекает потребность в безличном, не зависящем от индивидуальных суждений механизме, координирующем усилия отдельных людей.

свобода – это не просто одна из ценностей, но что она – источник и условие большинства моральных ценностей. Свободное общество предлагает человеку намного больше того, что он мог бы сделать, будь свободным только он один. Поэтому мы не способны в полной мере оценить значимость свободы до тех пор, пока не поймем, чем общество свободных людей как целое отличается от общества, где господствует несвобода.

Надеюсь, наше поколение усвоило, что именно перфекционизм того или иного рода часто уничтожал добропорядочность общества, какой бы она ни был

Состояние человека, в котором он не подвергается принуждению на основании произвольных решений другого или других, часто определяется как «индивидуальная» или «личная» свобода, и когда нам понадобится напомнить читателю, что мы употребляем слово «свобода» именно в этом смысле, мы будем называть ее именно так. Иногда в этом же смысле используется выражение «гражданская свобода», но мы будем его избегать, потому что его легко спутать с тем, что называют «политической свободой», – это неизбежная путаница, вытекающая из того факта, что слова «гражданский» (civil) и «политический» (political) происходят соответственно от латинского и греческого слов, имеющих одинаковое значение

цивилизация начинается тогда, когда человек, преследуя собственные цели, способен использовать больше знания, чем он сам сумел приобрести, и когда он выходит за пределы своего неведения, извлекая выгоду из знания, которым сам не обладает.

основной довод в пользу индивидуальной свободы опирается на признание неизбежного незнания всеми нами огромного числа факторов, от которых зависит достижение наших целей и наше благосостояние

Свобода совершенно необходима для того, чтобы дать место непредсказуемому и непредвиденному; мы стремимся к ней потому, что научились ожидать от нее новых возможностей для достижения наших целей. Именно потому, что каждый индивид знает так мало, и, в частности, потому, что мы не всегда понимаем, у кого из нас знание лучше, мы полагаемся на то, что независимые и конкурирующие усилия многих будут способствовать возникновению чего-то нового, что мы захотим, когда это увидим.

свобода означает отказ от прямого контроля над действиями индивида, свободное общество использует намного больший объем знания, чем способен охватить ум самого мудрого правителя.

выгоды, которые я получаю от свободы, – это во многом результат использования свободы другими, и в первую очередь теми, которые использовали ее так, как я бы никогда не сумел. Следовательно, та свобода, которой могу воспользоваться я сам, не обязательно для меня самая важная.

рационалист, желающий все подчинить человеческому разуму, оказывается перед настоящей дилеммой. Использование разума имеет своей целью достижение контролируемости и предсказуемости. Но процесс развития разума опирается на свободу и непредсказуемость человеческой деятельности.

социальный процесс, в рамках которого происходит рост разума, для продвижения вперед должен оставаться свободным от его контроля.

Всех выше поднимается тот, кто не знает, куда он держит путь. (Оливер Кромвель)

История цивилизации – это летопись прогресса, который за недолгий срок – менее чем за восемь тысяч лет – создал почти все, что мы считаем характерным для жизни человека.

Одна из самых характерных особенностей прогрессирующего общества – то, что в нем большинство вещей, которых желают люди, можно получить только в результате дальнейшего прогресса.

сегодня народы Запада по уровню богатства намного опережают всех остальных, отчасти является следствием накопления большего капитала, но главным образом это результат более эффективного использования знаний

В результате у нас на сегодняшний день есть две различные традиции в теории свободы[88]: одна – эмпирическая и несистематичная, другая – спекулятивная и рационалистическая[89]; первая основана на истолковании традиций и институтов, спонтанно выросших и лишь приблизительно понятых, вторая ставит целью построение утопии – такие попытки неоднократно предпринимались, но ни разу не были успешными.

Свобода означает не только то, что у человека есть возможность и бремя выбора, но и что он должен отвечать за последствия своих действий и что будет получать за них хвалу либо порицание. Свобода и ответственность неразделимы.

многие люди боятся свободы именно потому, что возможность строить собственную жизнь означает также неустанный труд и дисциплину, которой человек должен подчинить себя, если желает достичь своих целей.

Главная функция веры в личную ответственность – побудить нас полностью использовать наши знания и способности для достижения наших целей.

Возлагаемое свободой бремя выбора, ответственность за собственную судьбу, которая ложится на человека в свободном обществе, стали в современном мире главным источником неудовлетворенности.

По мере роста общества и его усложнения потенциальный заработок все больше зависел не от умений и способностей человека, а от правильного их использования; и теперь искать наилучшее применение своим способностям будет все тяжелее, а разрыв между вознаграждением, получаемым людьми с одними и теми же техническими навыками или способностями, будет расти.

Необходимость найти сферу, в которой мы будем полезны, подходящую работу, самих себя – это труднейшее дисциплинарное требование, возлагаемое на нас свободным обществом. Но оно неотделимо от свободы, поскольку никто не может гарантировать каждому человеку, что его таланты будут использованы должным образом, если только у него нет власти заставить других их использовать.

В свободном обществе мы получаем вознаграждение не за наши умения, а за их правильное использование; и это не может быть никак иначе до тех пор, пока мы свободны выбирать себе занятие, а не следовать указаниям.

Все, что может предложить человеку свободное общество, – это лишь возможность искать подходящее положение со всеми сопутствующими рисками и неопределенностью, с которыми сопряжен поиск рынка для своих талантов.

чем больше человек склонен винить в своих неудачах других людей или обстоятельства, тем больше шансов, что он так и останется раздраженным и бесплодным неудачником.

Чтобы быть эффективной, ответственность должна быть индивидуальной. В свободном обществе не может быть никакой коллективной ответственности членов группы как таковой, если только они своими согласованными действиями не сделали каждого в отдельности индивидуально ответственным.

равенство по отношению к общим нормам закона и правилам поведения – единственный вид равенства, способствующий свободе, и единственный вид равенства, который можно гарантировать, не разрушая самой свободы. Свобода не только не имеет никакого отношения ко всем другим видам равенства, но и обречена порождать неравенство во многих аспектах

Хотя людьми во многом управляют интересы, самими интересами и всеми людскими делами управляют мнения. (Давид Юм)

Либерализм – это учение о том, каким должен быть закон, а демократия – учение о методе определения того, каким будет закон.

Совершенно естественно, что больше всего пользы для развития искусства жизни и нематериальных ценностей может принести деятельность тех, кто избавлен от материальных забот

Порядок – это не давление, оказываемое на общество извне, а равновесие, устанавливаемое изнутри. (X. Ортега-и-Гасет)

Жизнь человека в обществе, и даже социальных животных в группе, возможна благодаря тому, что отдельные особи действуют в соответствии с определенными правилами

Специальная цель, конкретный результат, которого надо достичь, никогда не могут быть законом.

Целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Ведь во всех состояниях живых существ, способных иметь законы, там, где нет закона, нет и свободы. Ведь свобода состоит в том, чтобы не испытывать ограничения и насилия со стороны других, а это не может быть осуществлено там, где нет закона. Свобода не является «свободой для каждого человека делать то, что он пожелает», как нам говорят (ибо кто мог бы быть свободным, если бы любой другой человек по своей прихоти мог тиранить его?); она представляет собой свободу человека располагать и распоряжаться как ему угодно своей личностью, своими действиями, владениями и всей своей собственностью в рамках тех законов, которым он подчиняется, и, таким образом, не подвергаться деспотической воле другого, а свободно следовать своей воле. (Джон Локк)

«Поскольку нет ничего более необходимого для свободы государства, чем то, что людьми должны править законы и что правосудие должны отправлять только те, кто несет ответственность за плохое его отправление, настоящим сверх того объявляется, что все судебные разбирательства, касающиеся жизни, свободы и собственности всех свободных людей нашего государства, должны осуществляться в соответствии с законами этой земли и что парламент не должен вмешиваться в повседневное администрирование или в сферу исполнения закона: принципиальная [sic] часть [всего] этого, так же как это было при всех прежних парламентах, состоит в том, чтобы оберегать свободу людей от произвола правительства»

Если законы созданы одним человеком или некоей кликой, а не общим согласием народа, правление таких законов не отличается от рабства»

Свободное общество отличается от несвободного тем, что в нем у каждого человека есть признанная частная сфера, четко отделенная от публичной сферы, и частному человеку нельзя приказывать, поскольку он должен подчиняться только правилам, равно применимым ко всем.

Трудно переоценить роль определенности закона для спокойного и эффективного функционирования свободного общества. Возможно, никакой другой отдельный фактор не внес большего вклада в процветание Запада, чем относительная определенность преобладавшего здесь корпуса законов

Мера определенности закона – те дела, которые не доходят до судов, а не те, которые там рассматриваются.

При верховенстве свободы сфера индивидуальной свободы включает любые действия, не запрещенные в явном виде общим законом.

Опыт должен был бы научить нас тому, что больше всего нужно проявлять бдительность в деле защиты свободы тогда, когда у государства благие цели. Люди, рожденные свободными, в силу своей природы бдительно относятся к посягательствам на их свободу со стороны злых правителей. Величайшая опасность для свободы таится в незаметном вторжении людей, исполненных энтузиазма и благих намерений, но невежд. (Луис Врандейс)

Будущие историки, возможно, станут рассматривать период от революции 1848 года примерно до 1948 года как столетие европейского социализма.

даже в социалистических кругах убедительным аргументом стал вопрос: «Если вы хотите стопроцентный социализм, чем вам не подходит Советский Союз?»

То, что нам сегодня известно как государственная социальная помощь или государственная благотворительность, в разных формах существующая в разных странах, представляет собой просто-напросто старое законодательство о бедных, приспособленное к современным условиям.

Свобода оказывается в серьезной опасности, когда государство наделяется исключительными полномочиями предоставлять определенные услуги, потому что тогда ради достижения своей цели оно должно использовать эти полномочия для дискреционного принуждения по отношению к индивидам

инфляция никогда не бывает неотвратимой природной катастрофой; она всегда возникает в результате слабости или невежества тех, кто отвечает за денежную политику, – хотя ответственность может быть распределена так широко, что никто в отдельности не окажется виноватым

Прежде чем мы сможем надеяться на осмысленное решение этих проблем, демократия должна усвоить, что она обязана платить за собственные глупости и что она не может неограниченно выписывать счета будущему для решения сегодняшних проблем.

Такая уж природа вещей: изначальные размеры незначительны, но если не прошить крайнюю осторожность, ставки будут быстро умножаться и в конце концов достигнут таких величин, каких никто не предвидел. (Франческо Гвиччардини)(О налогооблажении)

не очень понятно, насколько готовы люди с низкими доходами платить налог в обмен на бесплатные услуги.

Здесь требуется правило, которое, не закрывая большинству возможность облагать себя налогами в пользу меньшинства, не позволяло бы большинству облагать меньшинство любым налогом, который ему покажется справедливым.

Нет необходимости и разбирать воздействие крутой налоговой прогрессии на готовность осуществлять рискованные инвестиции капитала. Совершенно очевидно, что такое налогообложение дискриминационно по отношению к тем рискованным предприятиям, за которые есть смысл браться лишь потому, что в случае успеха они приносят доходность достаточно большую, чтобы компенсировать серьезный риск потерять все. Более чем вероятно, что если и есть правда в сомнительном утверждении об «исчерпании инвестиционных возможностей», то виновата здесь преимущественно фискальная политика, которая по существу делает невозможными многие рискованные предприятия, которые мог бы с прибылью осуществить частный капитал

Еще более парадоксальный и социально вредный эффект прогрессивного налогообложения – то, что, предназначенное для уменьшения неравенства, оно на деле увековечивает существующее неравенство и устраняет важнейшую форму компенсации неравенства, неизбежного в обществе свободного предпринимательства. Особенностью такой системы, искупающей ее недостатки, до сих пор было то, что богатые не были замкнутой группой и удачливый человек мог в сравнительно короткое время получить в свое распоряжение крупные ресурсы

чем беднее страна, тем ниже будет в ней допустимый максимальный доход, и тем труднее будет любому из ее обитателей достичь уровня дохода, который в более богатых странах считается всего лишь скромным.

Не может быть более хитрого, более верного средства для того, чтобы опрокинуть основу общества, чем расстройство денежного обращении. Этот процесс направляет все скрытые силы экономического закона к разрушению и делает это так, что ни один человек из миллиона не в силах отыскать корень зла. (Дж.М. Кейнс)

Денежная политика, независимая от финансовой политики, возможна лишь до тех пор, пока государственные расходы образуют сравнительно небо́льшую часть всех платежей и пока государственный долг (особенно краткосрочный) составляет лишь малую часть всех кредитных инструментов

Когда правительство контролирует денежную политику, главной опасностью в этой области становится инфляция. Правительства всегда и везде были главной причиной обесценения денег.

между инфляцией и наркоманией – используя столь часто употребляемое сравнение – сходство не только внешнее.

К сожалению, о депрессиях нужно беспокоиться тогда, когда большинство людей о них даже и не задумывается.

Генри Саймонс в хорошо известном эссе[773] изложил убедительные доводы в пользу «подчинения денежной политики правилам, а не властям».

товарный резервный стандарт (commodity reserve standard), уже довольно детально разработанный, по-прежнему представляется мне наилучшим планом достижения всех преимуществ, связываемых с золотым стандартом, но без всех его недостатков

Большинство компетентных исследователей согласны в том, что трудности предотвращения инфляции – чисто политические, а не экономические.

просто отметим, что из-за инфляции люди со скромными средствами все меньше и меньше могут самостоятельно накопить себе на старость; что она де-стимулирует сбережения, но стимулирует наращивание долгов; и что, разрушая средний класс, она создает ту опасную пропасть между богатыми и теми, у кого нет никакой собственности, – пропасть, которая столь характерна для обществ, испытавших на себе длительную инфляцию, и из-за которой в этих обществах существует огромное напряжение.

те, кто хочет сохранить свободу, должны осознать, что инфляция, вероятно, самый значительный фактор в том порочном круге, в котором активность государства ведет к необходимости дальнейшего усиления государственного контроля. По этой причине все, кто хочет остановить дрейф к усилению такого контроля, должны сосредоточиться на денежной политике. Пожалуй, нет ничего более обескураживающего, чем то, что все еще существует так много умных и просвещенных людей, которые в большинстве других ситуаций готовы защищать свободу, но под влиянием сиюминутных выгод экспансионистской денежно-кредитной политики поддерживают то, что в долгосрочной перспективе разрушает основы свободного общества.

ни в какой другой области постоянное наличие альтернативных путей не имеет такого значения, как в образовании, задача которого – подготовка молодых людей к жизни в постоянно меняющемся мире.

Терпимость не должна распространяться на пропаганду нетерпимости.

Свобода особенно важна там, где наше незнание наиболее велико – на границах познанного, иными словами, там, где никто не в силах предсказать, что принесет нам следующий шаг.

конечная цель свободы – расширение тех способностей, в которых человек превосходит своих предшественников и в которые каждое поколение должно стремиться сделать свой вклад, вклад в рост знаний и в постепенное совершенствование моральных и эстетических представлений, где никто не должен иметь права навязывать другим свое представление о том, что правильно или хорошо, и где только новый опыт может решить, что должно восторжествовать.

позже мне придется подыскать более подходящее имя для партии свободы. И причина этого не только в том, что сегодня в США термин «либерал» является источником постоянных недоразумений, но и в том, что господствовавший в Европе рационалистический либерализм издавна был одним из тех течений, которые прокладывали дорогу социализму.

Игры для тренировки когнитивных способностей. (промо)

No comments:

Post a Comment

"Мистецтво мислити системно" Донелла Медоуз

Швидкочитання (промо) Кращі нотатки з книги: “Це основна ідея теорії систем. Завваживши звʼязок між структурою та поведінкою, ми починаємо ...