Wednesday, March 3, 2021

Пруст и кальмар. Нейробиология чтения (Марианна Вулф)

Пруст и кальмар. Нейробиология чтения
Скорочтение, упражнения онлайн. (промо)

Лучшая научно-популярная книга о нейробилогоии чтения. Рекомендую всем, кто интересуется как человеческий мозг читает текст. Очень интересно и поучительно.

Лучшие заметки из книги:

"Слова и музыка - два пути, которыми шла эволюция человека (Джон С. Данн)"

"Мы не были рождены, чтобы читать. Люди изобрели чтение всего несколько тысячелетий назад."

"группы нейронов создают новые связи и пути каждый раз, когда мы формируем новый навык (это и есть ограничение пластичности)"

"эссе Пруста "О чтении""

"Богатство семантического аспекта чтения зависит от уже накопленных нами представлений"

"ученый-когнитивист помог обнаружить, что, когда мы читаем простое слово, например "bug" ("жучок"), мы активируем не только самое общее знание (насекомое), но и менее частые асоциации - "скрытый микрофон", "автомобиль", и "программный сбой""

"способность узнавать слова при чтении использует эволюционно более древние цепочки (схемы), которые специализируются на опознании обьектов."

"Овладение умением чтения начинается с того момента, когда ребенка в первый раз берут на руки и рассказывают ему историю. Оказывается, один из лучших показателей будущего умения читать - то, насколько часто ребенку рассказывали истории или читали книги в первые пять лет детства."

"Дети, которые к моменту прихода в детский сад уже услышали и использовали тысячи слов, значение которых они уже поняли, классифицировали и сохранили в своем юном мозге, имеют преимущества в сфере образования."

""История чтения" Альберто Мангуэля"

"когда мы видим эти круги и линии и интерпретируем их как значимые символы, нам требуются новые нейронные пути. Как показала работа Рейчла, наличие статуса настоящего слова, имеющего значение, удваивает или утраивает нейронную активность мозга."

"побуждая детей учить семантически и фонетически связанные слова, вы помагаете им более эфективно вспоминать их, увеличиваете их словарные запас и углубляете концептуальные знания."

"мы говорим с частотой от 125 до 180 непрерывных слов в минуту, причем в этом потоке не имеется акустических маркеров начала и конца слов."

"Сократ был наставником Платона, который был наставником Аристотеля"

"К детскому саду слова из книг буду главным источником запаса в 10000 слов, которым, в среднем, обладают многие пятилетние дети."

"Навыки аналогии представляют исключительно важный, преимущественно невидимый аспект интеллектуального развития в любом возрасте."

"скорость в значительной степени зависит от миелинизации аксонов нейронов"

"многочисленные усилия по обучению ребенка чтению до четырех или пяти лет с биологической точки зрения опрометчивы и для многих детей потенциально неэфективны."

"Забота о развитии в маленьком ребенке "лингвистического гения" может проявлятся разными способами, и один из них - это чтение и запоминание детских стишков."

"книга Робби Стэйси о языковых играх "Размышления о языке" (Thinking About Language)"

"Невылеченные инфекции (ушных инфекций) влияют на словарный запас и осознание фонем, а это самые важные предшественники чтения"

"Нейропсихолог Лаура-Энн Петито из Дартмута и ее коллеги обнаружили, что ранее (до трех лет) погружение в двуязычную среду дает положительный эфект, в этом случае показатели языка и чтения сравнимы с показателями монолингвов."

"Научившись читать, вы родитесь заново ... и больше никогда не будете чувствовать себя одинокмими (Румер Годден)"

"Фонологическое развитие - то, как ребенок постепенно учится слышать, сегментировать и понимать мельчайшие единицы звуков, составляюще слова"

"Орфографическое развитие - то, как ребенок узнает, что система письма репрезентирует устную речь"

"Семантическое и прагматическое развитие - то, как дети узнают все больше и больше о значениях слов и языка культуры, которые их окружают"

"Синтаксическое развитие - то, как дети постигают грамматические формы и структуры предложений"

"Морфологическое развитие - возможно, наимение изученная из систем - подготавливает ребенка к изучению правил, связанных с тем, как слова образуются из меньших значимых корней и единиц значения (то есть морфем)"

"Дважды в жизни ты знаешь, что тобой все гордятся: когда ты научился ходить и когда ты научился читать (Пенелопа Фицджеральд)"

"развивающийся мозг нуждается в практике для формирования орфографических блоков, чтобы простые модели буквосочетаний, например "ant", в мгновение ока могли превратиться в "chant", "enchantment"... способность зрительной системы "распаковывать" кластеры согласных, подобные "ch" в chant, а также сочетания морфем, такие как "en" и "ment" в enchantment, значительно увеличивают скорость"

"каждое прочитанное слово активирует множество возможных значений, даже если мы этого не осознаем."

"чтение развивает способность использовать контекст"

"важно, чтобы почти бегло декодирующие читатели набрали хороший репертуар моделей буквосочетаний и пар гласных в форме "зрительных блоков", таких, какие составляют слова за пределами букваря."

"Начинающий читатель тратит много времени на декодирование. Мозг беглого читателя не нуждается в затратах такого количества усилий, потому что его области специализации уже научились репрезентировать важную зрительную, фонологическую и семантическую информацию и осуществлять ее поиск с молниеносной скоростью"

"Когда слово хорошо известно, ребенку уже не нужно анализировать его с большими затратами усилий. Созраненные репрезентации моделей букв и слов, особенно в левом полушарии, активизируют более быструю систему."

"Рабочая память (наиболее полезная в опознавании слова) - то что мы испльзуем, когда нам нужно удержать информацию на короткое время, чтобы мы могли с ней работать. Это наша когнитивная классная доска или блокнот. Будучи ключевым моментом умелого чтения, рабочая память обеспечивает удержание первой зрительной идентификации слова достаточно долгое время для того, чтобы добавить остальную информацию о нем."

"Овладение чтением изменяет зрительную кору мозга. Поскольку зрительная система обладает способностью к распознаванию обьектов и специализации, зрительные области умелого читателя заполнены нейронными сетями, ответственными за зрительные образы букв, буквосочетаний и слов. У хорошего читателя эти области функционируют на огромной скорости."

"Когда читают взрослые, типичная саккада покрывает около восьми букв, для детей она меньше. Одна из великолепных особенностей строения глаза позволяет нам видеть, что там "впереди", в парацентральной области, и еще дальше вдоль строки текста, в область периферийного зрения. Теперь мы знаем, что, когда читаем по-английски, на самом деле видим 14-15 букв вправо от фиксированного фокуса зрения."

"Используя фовеальную и парафовеальную информацию, мы всегда заранее видим, что лежит впереди. Эту предварительную информацию затем (через миллисекунды) становится легче распознать, что, в свою очередь, способствует развитию автоматизма."

"Анна Фадиман, книга "Признания обычного читателя" (Confessions of a Common Reader)"

"Чтение изменяет наши жизни, а наши жизни изменяют наше чтение."

"задания RAN - это "один из лучших показателей будущей производительности чтения" для всех исследуемых языков."

"Временная шкала при чтении: распознавание зрительных образов (0-100 мс); активация обработки слов (150 мс); фонологическая обработка (180-300); семантическая обработка (200-500 мс)"

"Сократ считал знание силой, ведущей к высшему благу"

"Не может быть одинакового для всех обучения"

"развитие чтения состоит из двух частей. Во-первых, овладевание чтением в совершенстве основано на развитии поразительно множества фонологических, семантических, синтаксических, мофрологических, прагматических, концептуальных, социальных, аффективных, артикуляторных и моторных систем и на способности этих систем интегрироваться и синхронизироваться для достижения все более свободного понимания. Во-вторых, по мере развития чтения каждая из этих способностей тоже развивается под его влиянием. Знание того, "что есть в слове", помогает читать его лучше, а чтение слова углубляет понимание его места на континууме знания."

"Беглое (без проговариваиня) аонимание на последних этапах развития чтения ... дает каждому новому читателю время на то, чтобы строить прогнозы, формировать новые мысли, выйти "за рамки текста" и научиться учиться самостоятельно и независимо"

"то, о чем предупреждал нас Сократ, - общество декодировщиков информации, обладающих ложным ощущением знания, которое отвлечет их от более глубокого развития собственного интеллектуального потенциала."

Режим чтения с выделением фраз. (промо)

No comments:

Post a Comment

Brain Words: How the Science of Reading Informs Teaching

  Speed reading practice  (promo) Book notes: “The more you read and study and experience life, the more words you add to that dictionary in...