Sunday, August 1, 2021

Ум в движении: Как действие формирует мысль (Barbara Tversky)

Ум в движении: Как действие формирует мысль
Тренировка мозга. (promo)

Лучшие заметки из книги:

"Пространство накладывает на движение два фундаментальных ограничения — и они отражаются в мышлении. Одно из них — близость (до ближних мест добраться проще, чем до дальних), другое — гравитация (подъем требует больших усилий, чем спуск)."

"даже отдельные нейроны могут быть специализированными, т.е. отвечать за распознавание определенного ракурса лица или отслеживание объекта, движущегося за ширмой. В мозге человека их миллиарды. По свежим оценкам, 86 млрд."

"Первый закон когниции: за любое приобретение приходится платить."

"Поскольку действием меняется восприятие, неудивительно, что действием меняется и мозг. Это было продемонстрировано многократно и многими способами как на обезьянах, так и на людях"

"продолжительная практика использования орудий расширяет как осознанный образ тела, так и неосознанную, по большей части телесную схему"

"Второй закон когниции: восприятие оформляется действием."

"Зеркальные нейроны объединяют выполнение определенных действий и наблюдение за ними."

"Ритм — самое фундаментальное требование минимального совместного действия — также является основой максимального совместного действия."

"В химии валентность обеспечивает связь молекул, в психологии — связь людей. Эмоциональная валентность — великий подытоживающий фактор, ключевой момент. Третий закон когниции: сначала чувства."

"Четвертый закон когниции: ум способен пересилить восприятие."

"Мы с большей вероятностью замечаем свидетельства, подтверждающие нашу гипотезу, чем опровергающие ее."

"Мы — каждый из нас — подвержены ошибке подтверждения: мы активно ищем подтверждения своей гипотезе и игнорируем опровергающие свидетельства, причем даже не имея личной заинтересованности в гипотезе"

"Пятый закон когниции: познание отражает восприятие."

"основная гипотеза этой книги: пространственное мышление — основа абстрактного."

"Следствие из Пятого закона когниции (познание отражает восприятие): идеи могут упорядочиваться пространственными ментальными схемами. Любые идеи."

"Почти невозможно разделить ум и мозг. Они связаны поведением: изучая мозг именно по поведению организмов, мы и можем делать выводы о нейронном веществе"

"Шестой закон когниции: пространственное мышление является фундаментом абстрактного мышления. Фундаментом, а не всей конструкцией."

"Параллели между пространственным мышлением и абстрактным служат убедительным аргументом в пользу предположения, что пространственное мышление — фундамент абстрактного."

"Категории — эффективный способ систематизировать и хранить знакомые факты, а также усваивать новые."

"Седьмой закон когниции: ум заполняет пропуски в информации."

"Мы наполнили уммозг) тем, что важнее всего для нашей жизни: лицами, телами, объектами, сценами, событиями."

"Мышление — ментальные действия, осуществляемые над ментальными объектами, т.е. идеями."

"Пространственные способности являются базовыми во множестве профессий, задач и видов деятельности. Чтение, письмо и арифметика, как всем известно, преподаются в школе, но как насчет понимания и создания карт и графиков, составления и использования инструкций и визуальных объяснений не только в естественных науках и математике, но и в литературе, истории, социальных науках и многом другом?"

"Жесты появляются первыми, до слов — как эволюционно, так и в индивидуальном развитии."

"Почему люди жестикулируют? Ответ прост. Жесты выражают очень много смысла непосредственно."

"Жесты раскрывают мысль — часто намного лучше слов."

"репрезентации, создаваемые руками и создаваемые словами, имеют множество отличий."

"Речь — это слова, идущие одно за другим. Слова — это символы, произвольные и косвенные выразители смысла, высококонцентрированного смысла."

"гипотезы Сепира-Уорфа, согласно которой язык, на котором вы говорите, влияет на то, как вы мыслите."

"явление называется эффектом пространственно-числовой ассоциации ответных реакций, или SNARC-эффектом (От англ. «spatial-numerical association of response codes».)"

"Помещение мысли в мир помогает не только выполнять действия и находить путь, но и — что имеет гораздо более далеко идущие последствия — создавать общества и культуры. Мысль, помещенная в мир, позволяет распространять и накапливать знания, особенно если они — на странице."

"Восьмой закон когниции: если мысль переполняет ум, он помещает ее в мир."

"все словесные выражения мысли являются репрезентациями."

"Общие принципы когнитивного дизайна:
1) Принцип соответствия: содержание и форма репрезентации должны соответствовать содержанию и форме целевых концепций. 2) Принцип использования: репрезентация должна способствовать эффективному решению целевых задач."

"Как искать новые перспективы:
1) Двигайтесь вокруг. Принимайте разные точки зрения: кого-то или чего-то другого. 2) Двигайтесь наверх. Переходите на уровень абстракции: ищите общее между перспективами, ищите связи между перспективами."

"Девятый закон когниции: мы организуем содержимое мира так же, как содержимое ума"

"Мир отражает ум"

"Мир отражает ум... ум отражает мир. Возникает цикл, в действительности — спираль."

"Жесты — физические действия, но не над физическими объектами. Жесты суть действия над невидимыми объектами, над идеями — идеями, существующими только в уме жестикулирующего человека или его партнера по разговору, если он есть."

"Мир превращен в схему. Мы укоренили в нем свой коллективный разум. Схема в мире — это информация; она сообщает вам, где вы находитесь и что за объекты вас окружают"

"Сконструированный мир — это схема, которая раскрывает свое значение посредством пространства плюс меток в пространстве и руководит нашими действиями."

"Девять законов когниции:
1) Первый закон когниции: за любое приобретение приходится платить.
2) Второй закон когниции: восприятие оформляется действием.
3) Третий закон когниции: сначала чувства.
4) Четвертый закон когниции: ум способен пересилить восприятие.
5) Пятый закон когниции: познание отражает восприятие.
6) Шестой закон когниции: пространственное мышление — фундамент абстрактного мышления.
7) Седьмой закон когниции: ум заполняет пропуски в информации.
8) Восьмой закон когниции: если мысль переполняет ум, он помещает ее в мир. 9) Девятый закон когниции: мы организуем содержимое мира так же, как содержимое ума."

"Kanwisher, N. (2010). Functional specificity in the human brain: A window into the functional architecture of the mind. Proceedings of the National Academy of Sciences, 107(25), 11163–11170."

"Shepard, R. N. (1967). Recognition memory for words, sentences, and pictures. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 6(1), 156–163."

"Использование нейронов для новых функций. Anderson, M. L. (2010). Neural reuse: A fundamental organizational principle of the brain. Behavioral and Brain Sciences, 33(4), 245–266."

"Роль гиппокампа в событийной памяти. Eichenbaum, H., & Cohen, N. J. (2014). Can we reconcile the declarative memory and spatial navigation views on hippocampal function? Neuron, 83(4), 764–770."

"Гиппокамп планирует будущие события. Addis, D. R., & Schacter, D. (2012). The hippocampus and imagining the future: Where do we stand? Frontiers in Human Neuroscience, 5, 173."

"Мысленное вращение активирует двигательные зоны мозга. Zacks, J. M. (2008). Neuroimaging studies of mental rotation: A meta-analysis and review. Journal of Cognitive Neuroscience, 20(1), 1–19."

"Мысленная анимация является пошаговой, а не непрерывной.
1) Hegarty, M. (1992). Mental animation: Inferring motion from static displays of mechanical systems. Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition, 18(5), 1084.
2) Hegarty, M., & Sims, V. K. (1994). Individual differences in mental animation during mechanical reasoning. Memory & Cognition, 22(4), 411–430."

"Области мозга, отвечающие за пространственные и математические способности, пересекаются. Dehaene, S., Bossini, S., & Giraux, P. (1993). The mental representation of parity and number magnitude. Journal of Experimental Psychology: General, 122, 371–396."

"Жестикуляция как основа языка. Rizzolatti, G., & Arbib, M. A. (1998). Language within our grasp. Trends in Neurosciences, 21(5), 188–194."

"Почему мы жестикулируем? Cartmill, E. A., Goldin-Meadow, S., & Beilock, S. L. (2012). A word in the hand: Human gesture links representations to actions. Philosophical Transactions of the Royal Society, 367(1585), 129–143."

"Метафоры. Lakoff, G., & Johnson, M. (2008). Metaphors we live by. Chicago, IL: University of Chicago Press."

"Жестикуляция снижает когнитивную нагрузку. Cook, S.W., Yip, T., & Goldin-Meadow, S. (2012). Gestures, but not meaningless movements, lighten working memory load when explaining math. Language and Cognitive Processing, 27, 594–610."

"Жесты лучше изображений способствуют решению задач на динамику. Schwartz, D. L. (1999). Physical imagery: Kinematic versus dynamic models. Cognitive Psychology, 38(3), 433–464."

"Жестикуляция для себя помогает понимать и запоминать устройство сложных систем. Liu, Y., Bradley, M., & Tversky, B. (2018). Gestures for self help learning complex systems. Proceedings of Embodied and Situated Language Processing."

"Заученные жесты помогают осваивать математику. Goldin-Meadow, S., Cook, S. W., & Mitchell, Z. A. (2009). Gesturing gives children new ideas about math. Psychological Science, 20, 267–272. doi:10.1111/j.1467–9280.2009.02297.x."

"Согласованные жесты при пользовании тачпадом помогают решать математические задачи. Segal, A., Tversky, B., & Black, J. (2014). Conceptually congruent actions can promote thought. Journal of Applied Research in Memory and Cognition, 3(3), 124–130."

"Изучение действия сложных систем труднее, чем изучение структуры.
1) Hmelo-Silver, C. E., & Pfeffer, M. G. (2004). Comparing expert and novice understanding of a complex system from the perspective of structures, behaviors, and functions. Cognitive Science, 28(1), 127–138.
2) Tversky, B., Heiser, J., & Morrison, J. (2013). Space, time, and story. In B. H. Ross (Ed.), The psychology of learning and motivation (pp. 47–76). San Diego, CA: Elsevier Academic Press. https://doi.org/10.1016/B978–0–12–407...."

"Жесты учителей, изображающие действия, помогают учащимся глубже понять работу сложных систем. Kang, S., & Tversky, B. (2016). From hands to minds: Gestures promote understanding. Cognitive Research: Principles and Implications, 1(1), 4."

"Создание визуализации в форме дерева.
1) Munzner, T. (2014). Visualization analysis and design. Boca Raton, FL: CRC Press.
2) Shneiderman, B. (1992). Tree visualization with tree-maps: 2-d space-filling approach. ACM Transactions on Graphics (TOG), 11(1), 92–99."

"Бо́льшая чувствительность к меньшим значениям (закон Вебера — Фехнера). Cantlon, J. F., Platt, M. L., & Brannon, E. M. (2009). Beyond the number domain. Trends in Cognitive Sciences, 13(2), 83–91."

"Воображаемая дистанция влияет на время чтения. Bar-Anan, Y., Liberman, N., Trope, Y., & Algom, D. (2007). Automatic processing of psychological distance: Evidence from a Stroop task. Journal of Experimental Psychology: General, 136(4), 610."

"Язык указывает на восприятие. Arnheim, R. (1974). Art and visual perception. Berkeley: University of California Press."

"Пространственное мышление как основа языка.
1) Fauconnier, G. (1994). Mental spaces: Aspects of meaning construction in natural language. Cambridge, England: Cambridge University Press.
2) Fauconnier, G., & Sweetser, E. (Eds.). (1996). Spaces, worlds, and grammar. Chicago, IL: University of Chicago Press.
3) Talmy, L. (1983). How language structures space. In H. L. Pick & L. P. Acredolo (Eds.), Spatial orientation (pp. 225–282). Boston, MA: Springer."

"История письменности. Gelb, I. J. (1952). A study of writing. Chicago, IL: University of Chicago Press."

"«Три П» (производство, предпочтение, производительность) при создании дизайна. Kessell, A., & Tversky, B. (2011). Visualizing space, time, and agents: Production, performance, and preference. Cognitive Processing"

"Изотип и универсальный пиктографический язык Neurath, O. (1936). International Picture Language. The first rules of Isotype. London, England: Kegan Paul. Neurath, O., & Ogden, C. K. (1937). BASIC by Isotype. London, England: K. Paul, Trench, Trubner."

"Схемы помогают учиться.
1) Carney, R. N., & Levin, J. R. (2002). Pictorial illustrations still improve students’ learning from text. Educational Psychology Review, 14(1), 5–26.
2) Mayer, R. E., & Gallini, J. K. (1990). When is an illustration worth ten thousand words? Journal of Educational Psychology, 82(4), 715."

"Дуга повествования Фрейтага — Аристотеля. Freytag, G. (1863). Die Technik des Dramas."

"Блуждание ума.
1) Baird, B., Smallwood, J., Mrazek, M. D., Kam, J. W., Franklin, M. S., & Schooler, J. W. (2012). Inspired by distraction: Mind wandering facilitates creative incubation. Psychological Science, 23(10), 1117–1122.
2) Mrazek, M. D., Smallwood, J., & Schooler, J. W. (2012). Mindfulness and mind-wandering: Finding convergence through opposing constructs. Emotion, 12(3), 442."

"Смена парадигм. Kuhn, T. S. (2012). The structure of scientific revolutions. Chicago, IL: University of Chicago Press."

View all my reviews

No comments:

Post a Comment

Brain Words: How the Science of Reading Informs Teaching

  Speed reading practice  (promo) Book notes: “The more you read and study and experience life, the more words you add to that dictionary in...