Friday, February 11, 2022

Как научиться учиться (Ульрих Бозер)

Как научиться учиться
Игры для тренировки когнитивных способностей. (промо)

Лучшие заметки из книги:

"обучение - процесс, метод, система понимания. Это деятельность, требующая сосредоточенности, планирования и анализа, и, когда люди понимают, как именно следует учиться, они гораздо эффективнее овладевают требуемыми знаниями и навыками."

"последние исследования показывают, что мы с меньшей вероятностью запомним картину, виденную в музее, если сфотографируем ее. Такое впечатление, что наш мозг знает, что изображение сохранено на цифровом устройстве, и уже не тратит усилий на запоминание."

"Факты и сегодня продолжают играть важнейшую роль. Знания служат основой обучения. Запоминание остается важным инструментом, и от того, что вы знаете, по-прежнему во многом зависит то, чему вы способны научиться. Я называю это эффектом знания .."

"Но знание фактов - лишь начало. Учение как процесс подразумевает также умение видеть взаимосвязи, определять причину и следствие, находить аналогии и подобие. В конечном итоге цель обучения - изменение нашего мышления относительно какого-либо факта или идеи, и, когда учимся, мы стремимся усвоить определенную систему мышления."

"при решении сложных задача имеет смысл поискать аналогии вне сферы вашей деятельности."

"Точное определение проблемы часто способствует ее решению."

"Умение учиться - наш "главный инструмент выживания", один из самых важных талантов современной эпохи."

"если навык, которым вы хотите овладеть, требует глубоких знаний, значит, вы должны усвоить их как можно лучше. Для этого необходимо применить системный подход, состоящий из нескольких важных частей. Ценность ... Цель ... Развитие... Расширение... Взаимосвязи... Переосмысление..."

"Огромную роль в обучении играют эмоции."

"Процесс обретения мастерства затрагивает как наше сознание, так и сферу бессознательного. Поэтому мы не можем научиться чему-то, если не верим, что способны на это.., нашему мозгу для функционирования на высоком уровне необходимы как разум, так и эмоции"

"В современном мире наша цель - не просто быть умными или помнить много фактов. Этого уже недостаточно. Наша цель - стать эффективными учениками, способными извлечь преимущества из всех инструментов и методов, которые предлагает XXI век."

"Мотивация - первый шаг в процессе приобретения того или иного навыка."

"Если мы находим связи между новым материалом и тем, что нам уже известно, мы начинаем его осмыслять."

"Смысл не приходит к нам в процессе учения. Мы должны сами раскрыть его."

"смысл - один из самых главных факторов удовлетворения. Ценность нужна людям в жизни больше, чем счастье и выгода, и те, кто считает, что в их жизни больше смысла, оказываются менее обеспокоенными, более здоровыми и удовлетворенными."

"наибольшую эффективность продемонстрировали такие активные методы обучения, как проверка собственных знаний с помощью опроса самого себя или объяснения самому себе."

"в преподавании два основных фактора, стимулирующие высокие результаты у учеников. Первый - так называемое "академическое давление", то есть усилие, с которым учитель подталкивает учеников к усердному труду и активному освоению материала. Второй фактор - "академическая поддержка", или степень того, насколько, по ощущениям самих учеников, преподаватели мотивируют их. Здесь речь идет о значимости, об ощущении личной связи между учениками и учителями."

"Наш мозг способен одновременно оперировать всего лишь тремя-четырьмя единицами информации"

"приобретенный опыт должен пройти обработку кратковременной памятью, прежде чем сохраниться в долговременной."

"необходимо следить за тем, чтобы любое новое знание могло "пролезть" в наш мозг через узки "шлюз" кратковременной памяти - тогда впоследствии оно успешно сохраниться в долговременной."

"Усвоение чего-то нового всегда опирается на то, что нам уже известно, и все, что мы хотим изучать, основывается на том, что было выучено ранее."

"Несколько десятилетий назад психолог Бенджамин Блум заявил, что личное наставничество в два раза эффективнее любых других форм обучения."

"общение преподавателя с учеником один на один - это действительно один из самых действительных способов чему-либо научиться."

"Мнемоника очень эффективна как инструмент обучения именно благодаря природе долговременной памяти - она присоединяет новые знания к старым"

"Для каждого отдельного человека учение должно начинаться с четкого понимания того, какими базовыми знаниями ему следует обладать, чтобы далее совершенствоваться в выбранной области."

"природа учения - обретения мастерства - динамична. Чтобы стать в чем-то специалистом, нужно постоянно выходить за рамки своих навыков. Говоря коротко, в учении нет зоны комфорта."

"Объединяя учеников не по возрасту или соответствию формальному классу, а по реальному уровню знаний и достигнутым успехам, учитель может давать каждому более целенаправленные инструкции."

"важно помнить о том, что мастерство, как и память, нелинейно. Скорее их можно сравнить с расползающейся во все стороны сетью, системой дорог и перекрестков."

"В любых сферах - от пилотирования до архитектуры, от бейсбола до музыки - специалисты думают более связным образом, сразу выстраивая взаимоотношения между фактами. Долговременная память таких людей опирается именно на эти связи, а не на отдельные особенности, на систему, а не на факты, поэтому специалисты, словно истинные прорицатели или "ходячие анализаторы данных", способны абстрагироваться от поверхностных признаков и определить корень проблемы"

"профессионализм - это не просто выученный набор фактов. Чтобы действительно знать что-то, человек должен обладать определенными навыками мышления."

"достигнув мастерства в какой-либо области, мы перестаем сознательно контролировать все детали. Когда мы что-то знаем, нам бывает трудно объяснить это знание посторонним."

"в конечном итоге все снова сводится к ценности наставников. Нам нужны такие инструкторы, которые знают свой предмет - и способны объяснить его. А значит, не следует выбирать преподавателей исключительно по уровню их профессионализма в той или иной сфере. Нужно искать тех, кто имеет опыт именно в преподавании данного предмета, кто понимает, как следует объяснять ключевые умения и идеи."

"Контекст зачастую оказывается одной из важнейших частей понимания. Иными словами, чтобы научиться учиться, нужно знать, чему вы учитесь."

"в конечном итоге только контекст придает словам реальную значимость"

"метасознанием ... как размышления о мышлении"

"Как утверждают специалисты, у метасознания есть две стороны. Одна из них - планирование: "Как я собираюсь узнать, что я знаю? Каковы мои цели? Нужны ли мне еще какие-то базовые знания?" Вторая - мониторинг: "Могу ли я усвоить эту идею иным способом? Есть у меня прогресс? Почему я делаю то, что делаю""

"чем раньше мы научимся задавать метакогнитивные вопросы, тем быстрее сможем овладеть новыми навыками."

"Одна из самых серьезных проблем учения состоит в том, что мы недостаточно рано обретаем метасознание. Мы слишком мало стараемся понять то, чего не знаем, и в то же время чересчур уверены в собственных знаниях."

"метасознание можно свести к ряду вопросов, которые мы себе задаем: "Как я знаю, что я знаю? Что мне кажется неясным? Могу ли я измерить степень своего понимания?""

"исследователь Марсель Винман утверждает, что ученики, способные управлять своим мышлением, добиваются больших успехов, чем те, кто обладает высоким IQ... Вклад метасознания в результаты учебы составляет около 40%, в то время как вклад IQ - лишь 25%"

"Хороший пример метасознания - написание письма. Обычно, размышления над составлением фраз и абзацев, мы задаем себе критически важные метакогнитивные вопросы: "Кто это будет читать? Поймут ли они меня? Что я должен объяснить?" Именно поэтому письмо зачастую оказывается столь эффективным способом организации мыслей - оно заставляет нас оценить свои доводы и обдумать идеи."

"Психолог Линдси Ричленд с коллегами показала, что те, кто пытается до начала чтения учебного текста задавать себе метакогнитивные вопросы, узнают гораздо больше, даже если сперва не могут ответить на эти вопросы правильно."

"в ходе учения - и в мышлении -наши эмоции работают как первая линия обороны. Они - своего рода привратник, который советует нам, применять к данному случаю логические способности или нет."

"Оказывается, между представлением опыта и его реальным переживанием нет большой разницы."

"люди, имеющие четкие цели, справляются с задачами лучше, чем те, что руководствуется расплывчатыми формулировками... Ставя перед собой конкретные задачи, мы оказываемся более способными достичь желаемого."

"успех более вероятен, если человек намечает для себя простые и легко достижимые промежуточные ориентиры."

"когда мы учимся, нам часто приходится находить баланс между социальной поддержкой и социальным давлением."

"учения без усилий не бывает. Освоение любого навыка - напряженный, дискомфортный, а иногда и по-настоящему мучительный процесс."

"обучение - ментальное действие."

"Если информация неполна или не рассмотрена на трех разных примерах, ученик не усвоит идею... Причем трех раз может быть недостаточно. На самом деле три повторения - это минимум, и во многих случаях нам необходимо возвращаться к знаниям и навыкам снова, снова и снова"

"(книга) Конникова М. Выдающийся ум. Мыслыть как Шерлок Холмс"

"Не менее важно то, что ошибки рождают смысл. Они создают понимание."

"Совершая ошибку, мы начинаем искать смысл, и таким образом обучение становиться более эффективным."

"ошибки - суть мышления. Они лежат в основе развития любых идей. Чтобы учиться, чтобы овладевать мастерством, нам нужны ошибки, потому что без них нет понимания."

"теории когнитивного диссонанса, суть которой в том, что люди испытывают дискомфорт, если делают что-то, вступающее в конфликт с их идеалами."

"В предыдущей главе мы говорили о развитии навыков путем сосредоточенной практики. Но чтобы стать настоящим специалистом, мы также должны расширять сферу своего мастерства. Учение - особенно более глубокие его формы - включает в себя расширение области знаний и сферы профессионализма, и на этой стадии процесса необходимо добавиться углубленного понимания предмета."

"Импровизация как метод обучения - это способ расширить сферу своего профессионализма. Она двигает вас к мастерству, потому что заставляет глубже погружаться в соответствующую область. Импровизация помогает нам добраться до сути, построить когнитивные связи."

"Еще один способ расширить сферу своих знаний - задать вопрос "Почему?""

"Не менее важно и то, что вопросы "Почему?" помогают нам размышлять о нашем мышлении. Они дают нам стимул лучше понять то, что мы узнали, позволяют сформировать более детальное представление о предмете. Особенно хорошо эта техника работает при чтении - и, чтобы больше извлечь из текста, почаще задавайте себе разные вопросы, например: "Почему автор это утверждает? Почему я верю автору? Почему это важно?""

"Поиск аргументов - еще одна форма расширения в учении, еще один способ, позволяющий импровизировать на основании имеющихся знаний и развивать представление о предмете."

"Привлекая доказательства в поддержку нашего мышления, мы совершенствуем свои знания о предмете, и в этом смысле поиск аргументов работает так же, как импровизация. Он побуждает нас выстраивать логические связи внутри области знаний, заставляет больше и глубже размышлять и таким образом способствует нашему развитию."

"Неформальный девиз школы: "В "Хай-Тек Хай" можно играть в видеоигры, но только если ты сам их написал""

"чтобы полностью овладеть навыком, нужно самому активно применять его на практике."

"еще один способ применить полученные знания на практике - научить кого-нибудь другого."

"Читая лекцию перед тысячной аудиторией или пытаясь объяснить что-то небольшой группе новичков, мы сами начинаем лучше понимать определенную область знаний."

"обучая другого человека, мы пропускаем идеи через собственный разум. Мы подчеркиваем наиболее важные аспекты, формулируем идеи своими словами и таким образом повышаем уровень собственного профессионализма."

"для эффективного обучения требуется неопределенность. Мы должны видеть неоднозначность. Профессионализм основывается на изменении наших представлений о навыке или области знаний."

"повышение социального многообразия ведет к росту продуктивности"

"Для нас первый важный вывод из этого состоит в том, что увеличение разнообразия в группах стимулирует более многочисленные формы мышления."

"для более интенсивных форм обучения требуется определенный скептицизм. Чтобы обрести мастерство и расширить знания, необходимо сомневаться. Нужно задавать вопросы - и даже бунтовать."

"развивая логическое мышление и аргументацию, вы очень многому научитесь"

"Мысленные эксперименты как учебное упражнение применялись еще в Древней Греции и в целом служат способом более глубокого обдумывания идеи. Они заставляют людей разобраться, как определенный навык или знание встраиваются в систему ..."

"Чтобы учиться эффективно, люди должны искать причины, аналогии, различия"

"Диаграммы Венна подчеркивают важный момент в процессе обучения: люди способны усвоить очень многое, увидев наглядное истолкование системы знаний. Графическая форма представления взаимосвязей позволяет нам осознать очень важные вещи."

"Полезный пример - концептуальные карты. Эти родственники диаграмм Венна дают нам графический путь к знаниям."

"одно из главных преимуществ графических схем состоит в том, что они позволяют видеть более глубокие связи в области знаний."

"Tinderbox - приложение, строящее концептуальные карты. Этот инструмент помогает организовывать файлы, строя связи между различными областями и темами."

"инструмента под названием DEVONthink"

"я стал фанатом писательского софта Scrivener. Он помогает мне тем, что создает концептуальные карты, предлагая виртуальную доску для заметок и систему сетевого управления."

"(книга) Пойа Д. Как решать задачу (1959)"

"первый урок переосмысления знаний: будьте скромны"

"программу под названием Anki. Основанная на принципах интервального обучения, она с помощью сложного алгоритма предлагала людям опросы именно по тем темам, которые находились на грани забывания. Как было написано на сайте, посвященном этой программе, "повторяйте только тот материал, который вы вот-вот забудете""

"распределение обучения во времени - лучший способ приобрести и сохранить знания."

"VocApp позволяет пользователям включить в процесс обучения изображения. DuoLingo предназначена для изучения иностранных языков, и с ее помощью можно распределять во времени запоминание слов."

Readlax: Игры для мозга! (промо)

"Хотите получить высший балл на сложном экзамене? Начните готовиться заранее, чтобы распределить подготовку во времени, и каждые несколько недель устраивайте себе опросы, чтобы быть уверенным, что запомнили материал."

"размышления - важная часть обучения."

"Размышлять о своих действиях важнее, чем просто действовать"

"Письменная фиксация мыслей замедляет их течение, позволяя рассуждать более глубоко. Поэтому ведение дневника - один из способов повышения качества обучения."

"рефлексия не просто дает нам возможность проанализировать изученное. Она сама является собой формой обучения. Замечательный пример этой идеи - сон. Оказывается, во сне происходит осмысление наших собственных мыслей. Ложась подремать, мы наводим порядок в наших знаниях."

"Судя по данным различных исследований, сон дает нам удивительные преимущества. Он делает нас лучше и человечнее. Те, кто больше спит, как правило, больше зарабатывают. Сон помогает в снижении веса. Спортсменам сон дает улучшение координации и скорости."

"Люди ... должны погружаться в "продуктивное блуждание мысли""

"Гендиректор AT&T Рэндалл Стивенсон как-то сказал в интервью, что, если человек не занимается изучением чего-то нового хотя бы шесть часов в неделю, он "устаревает""

"Ценность. Невозможно научиться чему-то, если мы не хотим учиться, и, чтобы достичь мастерства, мы должны воспринимать навыки и знания как нечто ценное. Более того, мы должны создать смысл. Обучение - это придание чему-то смысла."

"Цель. На ранних этапах овладения мастерством главное - сосредоточенность. Мы должны осознать, чему именно хотим научиться, и установить для себя конкретные цели."

"Развитие. Одни формы практики позволяют людям достичь большего уровня мастерства, чем другие. На этой стадии обучения нужно оттачивать свои навыки и предпринимать целенаправленные шаги для улучшения качества деятельности."

"Расширение. На этом этапе мы должны выйти за рамки основ и применить то, что уже знаем. Нам нужно обогатить наши навыки и знания и добиться более значимых форм понимания."

"Взаимосвязи. Это фаза, на которой мы начинаем видеть единую картину. Нам недостаточно знать лишь какие-то отдельные детали или процедуры - нам нужно понимать, как все они взаимодействуют между собой."

"Переосмысление. В обучении очень легко допустить ошибки, стать слишком самоуверенным, поэтому нам нужно периодически анализировать наши знания, пересматривать понимание и извлекать уроки из процесса обучения."

"все мы должны осваивать процесс учения - мы должны учиться учиться" !!!

"Учение - процесс, метод, область мастерства, и, приложив необходимые усилия, сосредоточенность и практику, мы можем усовершенствовать этот процесс. Ниже приведен ряд ключевых этапов учения как метода, от постановки целей до пересмотра главных идей. 1) Найдите ценность. 2) Поставьте перед собой цели. 3) Развивайте знания и навыки. 4) Расширяйте сферу вашей учебы. 5) Ищите взаимосвязи. 6) Переосмысляйте изученное."

"хвалите за методы, а не за успехи: "Молодец, что так усердно работал. Продолжай в том же духе"" (Кэрол Дуэк)

"Ambrose, Susan A., Michael W. Bridges, Michele DiPietro, Marsha C. Lovett, and Marie K. Norman. How Learning Works: Seven Research-Based Principles for Smart Teaching. Kindle edition. 2010"

"Bourne, Lyle E., and Alice F. Healy. Training Cognition: Optimizing Efficiency, Durability, and Generalizability. 2012"

"Bransford, John D., Ann L. Brown, and Rodney R. Cocking. eds. How People Learn: Brain, Mind, Experience and School. 2000"

"Christodoulou, Daisy. Seven Myths about Education. 2014"

"Clark, Ruth C. Building Expertise: Cognitive Methods for Training and Performance Improvement. 2008"

"Claxton, Guy. Hare Brain, Tortoise Mind: How Intelligence Increases When you Think Less. 1999"

"Dunlosky, John, and Janet Metcalf. Metacognition. 2008"

"Stigler, James W., and James Hiebert. The Teaching Gap: Best Ideas from the World's Teachers for Improving Education in the Classroom. 1999."

"Willingham, Daniel T. Cognition: The Thinking Animal. 3rd ed. 2006"

Скорочтение! Как читать быстро и осмысленно (промо)

No comments:

Post a Comment

Brain Words: How the Science of Reading Informs Teaching

  Speed reading practice  (promo) Book notes: “The more you read and study and experience life, the more words you add to that dictionary in...