Sunday, August 28, 2022

Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten

Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten
Zettelkasten метод (promo)

Лучшие заметки из книги:

Метод Zettelkasten — это эффективная система организации полезной информации, идей для работы и учебы, развития мышления, придуманная немецким социологом Никласом Луманом.

С помощью этой книги вы освоите принцип полезных заметок и поймете не только то, как он работает, но и почему. Неважно, кто вы и чем занимаетесь — учитесь в университете, пишете статьи или просто читаете книги и изучаете интересную информацию, — с помощью метода Zettelkasten вы научитесь делать это более продуктивно и без лишних усилий.

Никто не может мыслить без ручки в руке. (Никлас Луман)

Цель моей книги — … показать вам, как эффективно превращать свои мысли и неожиданные идеи в убедительное письменное произведение, а также попутно накапливать кладезь умных и взаимосвязанных заметок.

руководство по письму Университета Торонто: www.writing.utoronto.ca/advice

самоконтроль и самодисциплина в гораздо большей степени связаны с нашим окружением, чем с нами самими

Хорошая система — это то, на что можно положиться. Она избавляет вас от бремени запоминания и отслеживания всего и вся. Если вы доверяете системе, то можете перестать пытать- ся удержать все в своей голове и сосредоточиться на том, что действительно важно: на содержании, аргументах и идеях.

Наличие четкой системы для работы полностью отличается от простого планирования. Составляя план, вы навязываете себе систему — это лишает вас гибкости. Чтобы продол- жать идти по плану, придется подталкивать себя и использовать силу воли. Это не только демотивирует, но и не подходит для открытого и непредсказуемого процесса, каким и является исследование, мышление или учеба в целом. В них мы должны корректировать следующие шаги с каждой новой идеей, озарением или достижением, которые в идеале появляются регулярно, а не в качестве исключения. Несмотря на то что планирование часто противоречит самой идее исследования и обучения, это мантра большинства учебных пособий и книг по академическому письму.

лучший способ справиться со сложностью — это делать вещи как можно проще и следовать нескольким основным принципам. Простота системы позволяет создавать сложность там, где мы этого хотим: на уровне содержания. Существует довольно обширное эмпирическое и научное исследование этого феномена [155]. Делать полезные заметки настолько просто, насколько это возможно.

Даже самый лучший инструмент не повысит продуктивность, если вы не измените повседневный порядок дел, в который встроен инструмент, точно так же, как самая быстрая машина не сможет вам помочь, если нет подходящих для нее дорог.

Письмо — это не линейный процесс

Даже тяжелая работа может приносить удовольствие, если соответствует нашим внутренним целям и мы чувствуем, что контролируем ситуацию.

если у вас нет внешней системы для размышлений и систематизации своих мыслей, идей и собранных фактов или если вы не знаете, как встроить ее в ваш общий порядок работы, ущерб будет настолько невообразимым, что его просто невозможно компенсировать высоким IQ

Если бы меня заставили свести все к одному пункту, он звучал бы так: нам нужна надежная и простая внешняя система с возможностью думать в ее границах, которая компенсирует ограничения нашего мозга.

Основная работа — думать, читать, понимать, придумывать идеи. Ведь так и должно быть. Заметки — лишь осязаемый результат этих процессов.

Есть лишь одна вещь, в которой эксперты сходятся во мнении: вы должны экстернализировать свои идеи, вы должны писать. Ричард Фейнман подчеркивает это не меньше, чем Бенджамин Франклин. Если мы пишем, больше вероятность, что мы понимаем то, что читаем, помним и изучаем, что наши мысли имеют смысл. И если мы все равно будем писать, почему бы не использовать наши тексты для создания материала будущих публикаций?

Мышление, чтение, обучение, понимание и генерирование идей — основная работа каждого, кто учится, занимается исследованиями или пишет. Если во время этих занятий вы делаете полезные записи, вы поедете с ветерком. Если будете делать эти записи с умом — помчитесь быстрее ветра.

Идея не в том, чтобы собирать, а в том, чтобы развивать идеи, аргументы и дискуссии. Новая информация противоречит, исправляет, поддерживает или дополняет то, что у вас уже есть (в вашем ящике или в вашей голове)? Можете ли вы объединить идеи, чтобы создать что-то новое? Какие вопросы они вызывают?

Делайте больше заметок, развивайте идеи и смотрите, куда они вас приведут.

Не проводите мозговой штурм в поисках темы. Вместо этого загляните в ящик для заметок, чтобы увидеть, как развивались цепочки мыслей и где идеи объединились в группы.

Через некоторое время у вас будет достаточно много идей, чтобы решить, на какую тему писать. Теперь она будет основана на том, что у вас уже есть, а не на неясных предположениях о том, что может вам дать литература, которую вы собирались читать.

Каждый добавленный кусочек информации, единственный фильтр которого — наше любопытство, является вкладом в наше будущее развитие, мышление и умение писать. А лучшие идеи — это те, о которых мы даже не догадывались.

сосредоточьтесь на главном, не усложняйте вещи без надобности.

SQ3R — это аббревиатура от Survey, Question, Read, Recite, Review (Survey (оценить), Question (задать вопросы), Read (прочесть), Recall (вспомнить) и Review (пересмотреть). Прим. пер.). Этот метод разработан разработанная профессором психологии Фрэнсисом Плезантом Робинсоном для армии США во время Второй мировой войны

SQ4R — «оценить, задать вопросы, прочитать, обдумать, пересказать, сделать обзор»

настоятельно рекомендую использовать те, что позволяют делать обратные ссылки, например Obsidian, или Roamresearch, или специально разработанная для этой системы Zettlr или ZKN3

Инструменты хороши ровно настолько, насколько вы умеете ими пользоваться.

учеба не готовит студентов к самостоятельным исследованиям. Учеба — это и есть самостоятельное исследование.

чтение — основной источник письменного материала

три типа заметок: 1. Повседневные заметки, которые служат лишь напоминанием об информации; их можно писать любым способом, они попадут в корзину в течение дня или двух. 2. Постоянные заметки, которые никогда не будут вы- брошены и содержат в себе необходимую информацию в постоянно доступной форме. 3. Заметки для проекта, относящиеся только к одному конкретному проекту. Они хранятся в отдельной папке для конкретного проекта и могут быть забыты или заархивированы после его завершения.

без постоянного резервуара идей вы не сможете развивать какие-либо важные идеи в течение более или менее длительного периода времени, потому что вы ограничиваете себя либо продолжительностью одного проекта, либо объемом своей памяти. Особенным идеям нужно гораздо больше

типичная ошибка — относиться ко всем заметкам как к повседневным

Повседневные заметки полезны только в том случае, если вы просматриваете их в течение это- го или следующего дня и превращаете в постоянные, которые можно использовать позже.

постоянные заметки написаны таким образом, что- бы их все еще можно было понять, даже если вы забыли контекст, из которого они взяты

Если сосредоточить внимание на том, что интересно, и вести записи своего интеллектуального развития, темы, вопросы и доводы будут сами появляться из этого материала без всякого принуждения

написание работы — это не линейный процесс, а циклический: проблема поиска темы заменяется проблемой наличия слишком большого количества тем, о которых хочется писать

Вместо того чтобы тратить свое время на поиски подходящей темы, вы посвяти- те свое время тому, чтобы работать над своими уже существующими интересами и делать то, что необходимо для принятия взвешенных решений, — читать, думать и писать

самый надежный предсказатель долгосрочного успеха — это «установка на рост»

чтение с ручкой в руке заставляет нас думать о том, что мы читаем, и проверять свое понимание. Это простейший тест: мы обычно думаем, что поняли прочитанное, — до тех пор, пока не попытаемся переписать это своими словами.

Способность выражать понимаемое своими словами является фундаментальной способностью для каждого, кто пишет, и, только делая это, мы можем осознать, что чего-то не понимаем, и стать лучше.

То же самое и с постоянными заметками, в них встроена еще одна петля обратной связи: письменное выражение собственных мыслей заставляет нас понять, достаточно ли мы их продумали.

чем больше связанной информации у нас уже есть, тем легче ее изучить, потому что новая информация может состыковываться с более ранней.

Согласно широко цитируемому исследованию, то, как нас постоянно отвлекают то СМС, то электронная почта, снижает продуктивность примерно на 40% и делает нас глупее, по крайней мере, на 10 баллов IQ.

Когда мы думаем, что выполняем несколько задач одновременно, на самом деле мы быстро переключаем внимание между двумя (или более) вещами. И каждое такое переключение истощает нашу способность переключаться и отдаляет тот момент, когда нам удается снова сосредоточиться. Попытка выполнять несколько задач одновременно утомляет нас и снижает способность справляться с более чем одной задачей.

Писать что-то — это гораздо больше, чем просто печатать текст на клавиатуре. Это также означает читать, понимать, размышлять, развивать идеи, устанавливать связи, различать термины, подбирать слова, структурировать, организовывать, редактировать, исправлять и переписывать.

Михай Чиксентмихайи в 1970-х годах описал «поток», состояние, в котором высокая концентрация перестает требовать усилий

Отсутствие структуры значительно усложняет задачу сосредоточиваться в течение продолжительных периодов времени. Ящик для заметок не только обеспечивает четкую структуру для работы, но и заставляет нас переключать внимание сознательно, поскольку у нас есть возможность выполнить одну задачу в разумные сроки, прежде чем перейти к следующей.

Работа с ящиком для заметок означает игру с идеями и поиск интересных связей и сравнений.

Ключ к творчеству — это способность переключаться между широко открытым пытливым умом и узкими аналитическими рамками

идея науки и научных работ: обрести знания и сделать это достоянием общественности.

Согласно мнению исследователей, правильное применение правил позволяет вам стать компетентным «исполнителем» (что соответствует 3-му уровню в их пятиуровневой экспертной шкале), но оно не сделает вас «мастером» (уровень 4) и уж точно не превратит вас в «эксперта» (уровень 5).

интуиция — это не таинственная сила, а подвластная нам история опыта. Это глубоко впечатавшийся в наш мозг результат практики, многочисленных петель положительной или отрицательной обратной связи (Это справедливо и для высокоспециализированных хирургов)

Внимание — это не единственный наш ограниченный ресурс. Наша кратковременная память также ограничена. Нам нужны специальные стратегии, чтобы не забивать ее емкость мыслями, которые мы могли бы передать внешней системе.

мы можем удерживать в своей голове максимум семь вещей одновременно плюс-минус две

нам намного легче запоминать то, что мы понимаем, чем то, чего не понимаем

эффект Зейгарник: незаконченные задачи, как правило, занимают нашу кратковременную память — до тех пор, пока они не будут выполнены. Вот почему нас так легко отвлекают мысли о незавершенных делах, независимо от их важности.

мы также знаем, что на самом деле нам не нужно завершать задачи, чтобы убедить наш мозг перестать думать о них. Все, что нам нужно сделать, — это записать их таким образом, чтобы убедить наш мозг в том, что об этом позаботятся.

Мы используем термин “истощение” эго для обозначения временного снижения способности или готовности личности к волевым действиям (включая влияние на окружающую его реальность, управление собой, принятие решений и инициирование действий), вызванное предыдущим проявлением воли

надежная и стандартизированная рабочая среда менее утомительна для нашего внимания, концентрации и силы воли или, если хотите, для нашего эго.

принятие решений — одна из самых утомительных и энергозатратных задач

Перерывы — это гораздо больше, чем про- сто возможность восстановиться. Они имеют решающее значение для запоминания. Они позволяют мозгу обрабатывать информацию, переносить ее в долговременную память и готовиться к новой

“Я бы советовал вам читать с ручкой в руке и вносить в небольшую книжку короткие заметки о том, что, по вашему мнению, является интересным или может быть полезным; потому что это будет лучшим способом запереть вещи в вашей памяти.” (Бенджамин Франклин)

Чтобы написать хорошую письменную работу, вам нужно все- го лишь переписать хорошо сделанный черновик. Чтобы получить хороший черновик, вам нужно всего лишь превратить серию заметок в непрерывный текст. А поскольку серия заме- ток — это те же заметки, что у вас есть в ящике после реорганизации, все, что вам действительно нужно, — это держать ручку в руке, когда вы читаете.

Читайте с ручкой в руке

Если вы понимаете то, что читаете, и можете переносить это в другой контекст собственных мыслей, материализованных в ящике для заметок, вы начнете автоматически преобразовать выводы и мысли других во что-то новое и собственное.

Ящик для заметок — это генератор идей, который идет в ногу с вашим интеллектуальным развитием.

Различные независимые исследования показывают, что письмо от руки облегчает понимание.

что читатели считают авто- ра, а аудитория — оратора тем умнее, чем яснее и точнее они выражаются

“Если вы не можете выразить это ясно, вы сами это- го не понимаете”. (Джон Сёрл)

Понимание — это не просто предварительное условие для запоминания чего-либо. В определенной степени запоминание — это и есть понимание.

Обучение само по себе требует осознанной практики, и я имею в виду настоящее обучение, которое помогает нам улучшить понимание мира, а не то обучение, которое помогает пройти тест.

уточнение смысла (сути) и пересказ своими словами является наиболее изученным и наиболее успешным методом запоминания

Написание, заметки и размышления о том, как разные идеи соединены друг с другом, — это именно тот вид уточнения смысла, который необходим для обучения

Любая сложная мысль требует фиксации

Луман заявляет как можно яснее: невозможно систематически мыслить без письма

Что действительно помогает продуктивному, полезному обучению, так это связать часть информации с как можно большим количеством значимых контекстов, что мы и делаем, когда соединяем наши заметки в ящике с другими. Это означает создание самодостаточной сети взаимосвязанных идей и фактов, которые взаимно действуют как сигналы друг для друга.

задача письма, равно как и обучения, заключается не столько в том, чтобы что-то запомнить, сколько в том, чтобы понять, ведь мы запоминаем то, что понимаем

осмысленное соединение информации с другой. Первый шаг — это обдумать некую информацию достаточно, чтобы была возможность что-нибудь о ней написать. **Второй шаг **— подумать о том, какое значение данная информация несет для других контекстов.

“Каждая заметка — это просто элемент в сети ссылок и обратных ссылок в системе, с помощью которых она приобретает свое качество”. (Никлас Луман)

Заметки ценны ровно настолько, насколько ценна сеть записей и взаимосвязей, в которую они включены.

ящик для заметок не предназначен для того, чтобы быть энциклопедией, а является инструментом для размышлений, нам не нужно беспокоиться о полноте информации

Будучи продолжением собственной памяти, ящик для заметок — это среда, в которой мы думаем, а не то, о чем мы думаем.

заключается в предназначении ящика для заметок: его следует использовать не в качестве архива, откуда мы просто извлекаем то, что там оставили, а как систему для размышлений. Ссылки между заметками намного важнее, чем ссылки из указателя на отдельную заметку

Хорошие ключевые слова как таковые обычно не упоминаются в заметке

Назначение ключевых слов — это гораздо больше, чем просто бюрократический акт. Это важная часть процесса мышления, которая часто приводит к более глубокой проработке самой заметки и ее связи с другими записями.

Первый тип ссылок — это ссылки на заметки, которые дают вам обзор темы. На них непосредственно ссылается указатель, и они обычно используются как точка входа в тему, которая уже развита до такой степени, что обзор необходим или, по крайней мере, начинает приносить пользу… Луман в таких заметках-обзорах собирал до 25 ссылок-сносок на другие записи.

Наиболее распространенная форма ссылки — простые ссылки для заметок. Их единственная функция — указывать соответствующую связь между двумя отдельными замет- ками.

Связывая две записи, независимо от того, что они находятся в ящике в разных местах или в разных контекстах, можно выработать удивительные новые направления мысли.

Поиск важных связей — основная часть процесса размышления над готовой рукописью

Альберт Ротенберг полагает, что построение оппозиций является наиболее надежным способом генерации новых идей

Постоянное сравнение заметок освещает и показывает нам старые записи в новом свете.

**Научный термин или концепция обретают свой смысл только в контексте теории **— иначе термин будет просто словом.

По-настоящему мудрый человек — это не тот, кто знает все, а тот, кто способен разобраться в вещах, опираясь на обширный ресурс схем интерпретации.

Когда мы делегируем хранение знаний ящику для заметок и в то же время сосредоточиваемся на принципах, лежащих в основе идеи, когда пишем, добавляем и соединяем заметки, когда ищем закономерности и мыслим за рамками наиболее очевидной интерпретации заметки, когда пытаемся понять что-то, комбинировать разные идеи и развивать мысли, мы де- лаем именно это: создаем «матрицу ментальных моделей» вместо того, чтобы просто «запоминать отдельные факты и пытаться выдать их, когда надо».

Чаще всего инновации являются результатом не внезапного момента осознания, а постепенных шагов к улучшению.

Даже революционные изменения парадигмы чаще всего являются следствием множества небольших шагов в правильном направлении, а не одного большого прыжка. Вот почему поиск небольших отличий является ключевым. Очень важно видеть различия между, казалось бы, схожими концепциями или связи между, казалось бы, разными идеями.

Сравнение, дифференциация и соединение заметок — основа хорошего академического письма, но перебирание и игра фактами — вот что приводит к новым идеям и интересным текстам.

Способность генерировать новые идеи больше связана с отказом от старых привычек мышления, чем с придумыванием как можно большего количества идей.

В книге «Пять элементов эффективного мышления» математики Эдвард Б. Бургер и Майкл Старберд

попались на распространенную ошибку мышления, называемую ошибкой выжившего

задавать контрфактические вопросы, например «а что, если?»

Скорочтение онлайн (промо)

No comments:

Post a Comment

Brain Words: How the Science of Reading Informs Teaching

  Speed reading practice  (promo) Book notes: “The more you read and study and experience life, the more words you add to that dictionary in...