Monday, October 14, 2019
Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга (Norman Doidge)
Лучшие цитаты:
"Когда мы пишем печатными буквами, то выводим каждую букву отдельно с помощью нескольких движений ручкой, что предполагает более низкую нагрузку на мозг. При курсивном письме мы пишем несколько букв одновременно, и в этом случае мозгу приходиться обрабатывать более сложные движения."
Readlax: тренировка мозга, памяти и скорочтения. (промо)
"при лечении серьезный заболеваний, таких как шизофрения, упражнения для мозга могут быть так же эффективными, как лекарственные препараты: что пластичность мозга существует с момента рождения человека до его смерти; и что радикальное улучшение когнитивного функционирования: того, как мы учимся, думаем, воспринимаем и запоминаем, - возможно даже в пожилом возрасте"
"Программа Fast ForWord сделана в форме игры для детей."
"Когда мы учимся, то расширяем свои знания. Но, по мнению Мерцениха, благодаря этому мы также изменяем саму структуру мозга и повышаем его способность к обучению. В отличие от компьютера мозг постоянно переделывает сам себя."
"Мозг не просто учится: он всегда "учится учиться"" !!
"Если мы прекращаем тренировать наши ментальные навыки, то пространство карты мозга, предназначенной для этих навыков, переходит к тем навыкам, которые мы продолжаем использовать."
"всего за несколько лет Мерцених сумел выяснить, что мозг взрослого человека пластичен, убедить в этом скептиков из научного сообщества и доказать, что опыт меняет мозг."
"в процессе обучения отдельные нейроны становятся более селективными."
"Кроме того, Мерцених и Дженкинс выяснил, что по мере обучения нейронов и повышения их эффективности у них появляется способности и к более быстрой обработке информации... скорость нашего мышления тоже может меняться."
"из-за увеличения скорости их (нейронов) активации возрастает ясность передаваемых ими сигналов"
"в долгосрочных пластических изменениях важную роль играет внимание"
"Представление о том, что ваши мозговые ресурсы постоянны и не могут быть существенно улучшены или изменены, крайне деструктивно"
"Аутизм - патологическая замкнутость, когда человек не способен установить душевный контакт с другим человеком."
"Аутизм - одна из самых непостижимых загадок и одно из наиболее тяжелых нарушений развития у детей. Эту проблему называют "расстройством развития", потому что она затрагивает множество аспектов: ум, восприятие, навыки общения и эмоциональную сферу жизни человека."
"в младенческом возрасте, то есть в тот период, на который приходятся наиболее важные критические периоды, наивысшая пластичность мозга и максимально активное его развитие."
"число случаев аутизма растет с ужасающей скоростью, что не может объясняется исключительно генетикой. Когда около сорока лет назад это расстройство впервые получило признание в качестве самостоятельного диагноза, оно наблюдалось примерно у одного человека из 5000. Сегодня - у одного из 15 человек!"
"наблюдается трехкратное увеличение числа случаев аутизма за последние пятнадцать лет"
"нейротрофический фактор мозга, или BDNF"
"Когда мы выполняем какое-либо действие, требующее одновременной активации определенных нейронов, они выделяют BDNF. Этот фактор роста укрепляет связи между данными нейронами и помогает соединять их вместе, чтобы обеспечить их совместную активацию в будущем. BDNF также способствует росту тонкой жировой оболочки вокруг каждого нейрона, которая ускоряет передачу электрических сигналов."
"на рост числа аутистов может влиять фактор окружающей среды."
"маленькие дети растут в окружающих условиях, которые становятся все более шумными. Их всегда окружает шум."
"Мерцених уже доказал, что нейропластичность продолжает существовать во взрослом состоянии, и что, приложив усилия - за счет концентрации внимания, мы можем перепрограммировать наш мозг"
"наше нежелание заниматься интенсивным обучением с наступлением старости приводит к "истощению" систем мозга"
"сейчас уже известно, что индивидуальных запах человека (естественный, присущий только ему запах тела) имеет для нас очень важное значение при выборе партнера"
"в нашем мозге существует две раздельные системы удовольствия: одна из них определяет возбуждающее удовольствие, а другая - удовлетворяющее удовольствие. Первая система сродни "чувству аппетита" - удовольствию, которое мы получаем, воображая вкусную еду, секс или нечто другое, что желаем. Вторая система относится к удовлетворению, или конечному удовольствию, которое возникает, когда мы реально занимаемся сексом или съедаем еду, и имеет успокаивающий характер."
"Когда мы узнаем что-то новое, нейроны активируются одновременно и связываются друг с другом, при этом на нейронном уровне происходит процесс, называемых "долговременной потенциацией" (LTP - long-term potentiation), он усиливает связи между нейронами. Когда мозг "забывает" ассоциаци, разъединяет нейроны, происходит другой химический процесс под названием "долговременное подавление" (LTD - long-term depression). Утрата приобретенного в ходе научения и ослабление связей между нейронами - это такой же пластический и не менее важный процесс, как научение и усиление этих связей."
"утрата существующих воспоминаний необходима для того, чтобы освободить место в сетях для новой информации"
"переживая горе, мы учимся жить без того, кого любили, но сделать это очень сложно, так как сначала мы должны перестроить себя"
"обширная нейронная реорганизация происходит на двух этапах жизни: когда мы влюбляемся и когда становимся родителями... при этом пластическая реорганизация мозга - гораздо более обширная, чем при нормальном научении или утрате навыков и знаний. Реорганизация становится возможной благодаря нейромодуляторам."
"нейромодуляторы повышают или снижают общую эффективность синаптических связей и вызывают продолжительные изменения."
"когда мы влюбляемся, происходит выделение окситоцина. Этот нейромодулятор делает возможным исчезновение существующих нейронных связей, создавая условия для последующих масштабных изменений."
"У людей окситоцин выделяется у обоих полов во время оргазма, а также когда пары становятся родителями и растят своих детей. Кроме того, у женщин окситоцин вырабатывается во время родов и кормления грудью."
"человеческий мозг способен соединять многие наши чувства и ощущения с системой удовольствия или с системой боли, и каждая из этих психических ассоциаций требует возникновения новой пластической связи в мозге."
"Инсульт - это внезапное нарушение мозгового кровообращения. Сгусток крови или кровоизлияние в артериях мозга перекрывают доступ кислорода к его тканям, тем самым убивая их."
"Инсульт - одна из главных причин инвалидизации среди взрослых людей"
"Врачи способны предотвратить развитие инсульта, устранив тромб или остановив кровотечение, но после его развития современная медицина ничем не может помочь больному (или не могла, пока Эдвард Тауб не создал свой метод лечения, ориентированный на пластичность мозга)"
"Сделанные Таубом открытия вроде бы означали, что люди, перенесшие инсульт (или другие виды повреждений мозга) недавно или много лет назад, могут страдать от усвоенного неиспользования."
"Эксперимент показал, что реакция мозга на какие-либо повреждения может выражаться не только в росте новых нейронных ветвей внутри их собственного маленького сектора, но и в реорганизации, происходящей на стыке очень больших секторов"
"Отличительный признак интеллекта - способность к прогнозированию; при этом он не только помогает нам планировать, надеяться, предполагать и строить гипотезы, но и заставляет испытывать чувство тревоги и предвидеть негативные результаты"
"Боль- это заключение мозга о состоянии здоровья организма, а не просто рефлексивная реакция на телесное повреждение (Рамачандран)"
"боль - это иллюзия... наш мозг - это механизм продуцирования виртуальной реальности, который познает мир опосредственно и обрабатывает информацию о нем на расстоянии, создавая модель в нашей голове. Таким образом, боль так же, как образ тела, является творением нашего мозга"
"в процессе освоения новых навыков в мозге происходят пластические изменения" !!
"Для того чтобы сохранить улучшения и сделать навык постоянным, необходима медленная настойчивая работа, позволяющая сформировать новые связи"
"Еще в 1894 году Рамон-и-Кихаль высказал предположение о том, что "орган мышления обладает, в определенных пределах, гибкостью и способностью к совершенствованию с помощью целенаправленной психической тренировки""
"психоанализ на самом деле представляет собой разновидность нейропластической терапии"
"научение ведет к нейропластичесому укреплению связей между нейронами"
"когда один нейрон формирует долговременную форму памяти для сенсибилизации, количество его синаптических связей может увеличиваться с 1300 до 2700, что представляет собой ошеломляющее по масштабу пластическое изменение"
"Работы Кандела свидетельствуют о том, что в процессе обучения психика способна влиять на выбор генов для считывания. Таким образом, мы можем влиять на наши гены, которые, в свою очередь, вызывают изменения нашего мозга на микроскопическом уровне."
"Метод свободных ассоциация основывается на понимании того, что все наши психические ассоциации, даже те, которые кажутся нам "случайными" и не имеющими смысла, отражают связи, сформировавшиеся в сетях нашей памяти"
"Левое полушарие, как правило, обрабатывает словесно-логические элементы речи (в отличие от эмоционально-образных) и больше использует сознательный анализ информации. До конца второго года жизни правое полушарие мозга ребенка превышает по размерам левое полушарие, поскольку левое только вступает в период быстрого роста. Таким образом, первые три года нашей жизни правое полушарие доминирует в мозге"
"Наиболее важный критический период длится примерно с 10-12 месяцев до 16-18 месяцев. В это время происходит развитие правой лобной доли мозга и формирование мозговых цепей, которые в будущем позволят ребенку испытывать чувство привязанности и контролировать свои эмоции."
"Сон делится на две основные фазы. Сновидения приходятся на фазу быстрого сна (REM-сон)... У маленьких детей быстрый сон длится намного дольше, чем у взрослых, и именно в раннем детстве нейропластические изменения происходят с наибольшей скоростью. Фактически REM-сон необходим для пластического развития мозга в раннем детстве."
"REM-сон имеет особое значение для усиления нашей способности сохранять эмоциональные воспоминания и для перевода содержимого кратковременной памяти в долговременную"
"Процесс омоложения мозга называется "нейрогенезом" и продолжается до последнего дня нашей жизни"
"Чем лучше мы образованы, тем более общительны и физически активны, и чем больше мы участвуем в стимулирующей психической деятельности, тем ниже вероятность того, что мы заболеем болезнью Альцгеймера, или слабоумием."
"обучение игре на музыкальном инструменте, настольные игры, чтение или танцы, - сниажют риск возникновения слабоумия."
"Последние исследования показывают, что физические упражнения стимулируют производство и выделение нейронального фактора роста BDNF, который, играет важнейшую роль в осуществлении пластических изменений"
"Обладание более высокими когнитивными способностями - "лишним" интеллектом - помогало мозгу лучше компенсировать тяжелую травму"
"Четыре типа пластичности. Первый - это "расширение карты", которое происходит, главным образом, на границах между областями мозга в результате повседневной деятельности. Второй - "сенсорное перераспределение". Оно происходит в случае блокировки одного из чувств, как это бывает у слепых. Третий - "компенсаторная замена", использующая тот факт, что в распоряжении нашего мозга есть не один, а несколько способов решения задач. Четвертый - "захват зеркальной области". Когда часть одного полушария не справляется со своей задачей, происходит адаптация такой же (зеркальной) области другого полушария, она берет на себя выполнение данной психической функции."
"Известная книга Бетти Эдвардс "Правополушарное рисование" (Drawing on the Right Side of the Brain)"
"По данным исследований в области нейропластичности, мы видим, что каждый устойчивый вид деятельности, который был когда-либо картирован - включая физическую деятельность, сенсорную деятельность, обучение, мышление и воображение, - меняют мозг и сознание"
"Наш мозг изменяется под влиянием совершаемых нами культурных действий - будь то чтение, обучение музыке или изучение новых языков."
"у людей, практикующих медитацию, и тех, кто их обучает, больше развита центральная доля - та часть коры, которая активируется, когда человек обращает на что-то пристальное внимание"
"98% нашей ДНК совпадает с ДНК шимпанзе. Открытие генома человека позволило ученым точно определить, какие гены у нас разные, и оказалось, что один из них - это ген, определяющий, сколько нейронов мы можем создать."
"кора головного мозга человека насчитывает 30 млрд нейронов и может создавать 1 миллион млрд синаптических связей"
"насколько быстро испытуемые узнают объект - тест на автоматизм перцептивной обработки информации"
"в процессе слушания и чтения речи принимают участие разные области мозга и что в процессе слушания и чтения слов вовлечены разные центры понимания. По словам Джаста, мозг создает сообщение... по-разному для чтения и прослушивания. Прослушивание звуковых книг оставляет иной набор воспоминаний, чем чтение."
"уже после нескольких месяцев после рождения животное, по большей части, становится таким, каким оно будет всю оставшуюся жизнь. Однако люди благодаря своей "способности к совершенствованию" меняются на протяжении всей жизни."
"открытие нейрональных стволовых клеток у крыс имело очень большое значение, так как ДНК крыс (и мишей) на 90% совпадает с ДНК человека."
View all my reviews
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
Brain Words: How the Science of Reading Informs Teaching
Speed reading practice (promo) Book notes: “The more you read and study and experience life, the more words you add to that dictionary in...
-
Readlax: Скорочтение! Как научиться быстро и эффективно читать (промо) Лучшие цитаты из книги: "гораздо большей проблемой является то,...
-
Reading speed test (promo) Book notes: “You have projects you’re actively working on—short-term efforts (whether in your work or personal ...
-
Good book about brain science What I like: - good structure - science point of view - many examples and investigations - it has pra...
No comments:
Post a Comment