Saturday, February 8, 2020

Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания (Joshua Foer)

Цитаты и заметки:

"Бьюзен считает, что в школах придерживаются неверного подхода к преподаванию. Учащихся заваливают огромным количеством информации, но не учат, каким образом ее можно надолго удержать в памяти. Заучивание наизусть заслужило дурную репутацию как бессмысленный способ хранить в голове факты столь долго, сколько надо для того, чтобы сдать очередной экзамен."

Мозг похож на мускулы», и тренировка памяти — это своего рода упражнение для мозга, сказал Бьюзен. Со временем, как и любая другая форма тренировки, она принесет плоды: мозг начнет работать эффективнее, быстрее и проворнее."

"На фундаментальном физиологическом уровне память — это сеть связанных между собой нейронов"

"Мозг — орган, который подвержен мутации; он в определенных пределах способен перестраиваться и адаптироваться к новым видам сенсорных входных сигналов. Этот феномен называется нейропластичностью."

"Кратковременная память играет важную роль фильтра между нашим восприятием мира и нашей долговременной памятью."

"Некоторые люди могут одновременно удержать в голове пять объектов, некоторые — девять, но «магическое число семь» — это, похоже, универсальная вместимость нашей кратковременной памяти. Что хуже, эти семь объектов хранятся лишь пару секунд или могут не сохраниться вообще, если мы недостаточно сосредоточены на них."

"они запоминали эти семь плюс-минус два числа путем постоянного повторения их для себя в «фонологической петле», что всего лишь научное обозначение тоненького голоска, который мы слышим в своей голове, когда разговариваем сами с собой. Фонологическая петля действует как эхо, создавая буфер оперативной памяти, где звук, если мы его не повторяем, сохраняется на несколько секунд."

"Чанкинг — это способ, позволяющий уменьшить количество запоминаемых объектов, увеличив размеры каждого из них. Он причина того, что номера кредитных карт делят на четыре фрагмента, а телефонные номера — это несколько частей плюс код города."

"то, что мы знаем, определяет то, что мы способны выучить." !!!

"Современные шахматы возникли в XV в., и с тех самых пор они считаются самым эффективным способом тестирования познавательных способностей."

"способность запоминать позиции на доске — главный показатель того, насколько сильным игроком может стать тот или иной шахматист."

"мы не помним разрозненные факты, мы помним вещи в контексте." !

"Двигательные навыки сосредоточены в основном в мозжечке, перцептивное научение — в неокортексе, привычки — в подкорковых узлах."

"несомненно, большая часть того, кто мы есть и как мы мыслим, — сердцевина нашей личности — спрятана в имплицитных воспоминаниях, недоступных нашему сознанию."

"Декларативную память психологи делят на семантическую (воспоминания о фактах и понятиях) и эпизодическую (воспоминания о том, что приключилось лично с нами)."

"Эпизодические воспоминания связаны со временем и пространством: к ним приложены «где» и «когда». Семантические же воспоминания расположены вне пространства и времени — просто свободно плавающие кусочки информации."

"Гиппокамп отвечает за формирование воспоминаний, а содержание их хранится на складе долговременной памяти в неокортексе. Со временем, когда к ним возвращаются и усиливают их, воспоминания укрепляются так, чтобы их невозможно было стереть. Они укореняются в сети корковых связей, что позволяет им существовать независимо от гиппокампа."

"Неокортекс полностью формируется к третьему или четвертому году жизни, и где-то в это время у детей начинают появляться постоянные воспоминания."

"Без опыта и — что, возможно, самое важное — не обладая навыками речи, малыши не могут внедрять свои воспоминания в сеть смыслов, которые сделают эти воспоминания доступными в дальнейшей жизни. Эти структуры сознания развиваются позже, по мере вхождения ребенка в окружающий мир. Важнейшие знания, которые мы приобретаем в первые годы жизни, полностью сохраняются в имплицитной, недекларативной памяти."

"учебнике по риторике под названием «Риторика для Геренния» (Rhetorica ad Herennium)"

"Чем больше ассоциаций возникает в связи с кусочком информации, тем надежнее он вплетается в сеть вещей, которые вы уже знаете, и тем вернее он сохранится в памяти."

"«Риторика для Геренния» советует читателям создавать для дворца памяти образы смешные, непристойные и причудливые — чем более невероятные, тем лучше. «Когда в обыденной жизни мы сталкиваемся с вещами обычными и банальными, мы часто забываем их, потому что разум не увидел ничего нового или интересного. Но если мы увидим или услышим что-то выдающееся, постыдное, необычное, значительное, невероятное или смешное, это, скорее всего, мы запомним надолго»."

"Тони Бьюзен твердит, что чемпионат мира по запоминанию — это не столько тестирование памяти, сколько проверка воображения"

"В формировании образов очень помогает наше пошлое мышление. Эволюция так запрограммировала наш мозг, что его преимущественно увлекают две вещи: шутки и секс."

"Автор советует создавать образы «удивительной красоты или крайнего уродства», заставлять их двигаться и украшать их таким образом, чтобы сделать более неординарными."

"Цицерон соглашался, что лучшим способом запомнить письменный или устный текст будет запомнить его не от слова к слову, а от мысли к мысли, задействовав memoria rerum ."

"ведь слово topic произошло от греческого topos , или «место». (Сама фраза «На первом месте», то есть «сначала», своими корнями уходит в искусство запоминания.)"

"Запоминание слов — это именно то, к чему наш мозг плохо приспособлен."

"мозг проще всего запоминает вещи, которые повторяются, ритмичны, рифмованы, структурированы и, главное, легко визуализируются."

"Песня — это универсальное средство структурирования речи."

"Обычной тренировки попросту недостаточно. Чтобы повысить свой уровень, нам нужно совершать ошибки и учиться на них."

"успех шахматиста зависит не от того, сколько раз он сыграл с соперниками, а от того, сколько времени он сыграл сам с собой, анализируя чужие старые игры"

"Студентам надо знать, как учиться. Сначала вы учите их учиться, а затем учите их тому, что именно следует учить."

"у нас есть руководства по эксплуатации машин, радио, телевизоров, но ничего подобного для мозга не существует"

"Фрэнсис Йейтс опубликовала «Искусство памяти», первый серьезный академический труд"

"память — прежде всего процесс воображения"

"обучение, память и творчество — схожие фундаментальные процессы, отличающиеся только различной направленностью"

"Искусство и наука памяти — это развитие способности быстро создавать образы, позволяющие связывать разрозненные идеи."

"на которые можно нацепить воспоминания, будут с большей вероятностью запоминать новое, что, в свою очередь, означает, что они будут больше знать и смогут большему научиться."

"книга «Точный расчет. Вычисления без инструментов» Рональд Дорфлер"

"совершенство достигается практикой. Но практикой особенной — предполагающей сосредоточенность, целеустремленность, осмысленность... имея цель, мотивацию и прежде всего время, мы можем сотворить чудо со своим мозгом"

"Бьюзен Б., Бьюзен Т. Интеллект-карты: Практическое руководство."

"Бьюзен Т. Научите себя думать!"

"Дойдж Н. Пластичность мозга: Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга."

"Курланд М., Пупоф Р. Как улучшить память."

"Лурия А. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста."

"Маркус Г. Несовершенный человек: Случайность эволюции мозга и ее последствия."

"Найссер У., Хаймен А. Когнитивная психология памяти."

"Пинкер С. Язык как инстинкт."

"Роуз С. Устройство памяти: От молекул к сознанию."

"Смолл Г. Библия памяти."

View all my reviews

No comments:

Post a Comment

Мета. Процес безперервного вдосконалення

Нотатки з книги: “Ця книжка є спробою показати, що ми можемо описати дуже невелику кількість припущень і використовувати їх для пояснення д...