Wednesday, December 23, 2020

Тренировка памяти (Лезер Франц)

Тренировка памяти
Readlax: Тренируй свой мозг. Игры для мозга и тренировка скорочтения. (промо)

Лучшие заметки из книги:

"Книга Франца Лезера ... рассказывает о важнейших функциях памяти, знакомит с методами ее рационального использования и совершенствования. В ней даны разнообразные тесты и упражнения, позволяющие каждому проверить, оценить свою память и поработать над ее развитием. Книга рассчитана на самого широкого читателя. "

"Голова без памяти - что крепость без гарнизона (Наполеон)"

"Важнейшим средством получения знания является чтение. Однако даже оно исследовано недостаточно. Единственное, что усваивают дети при обучении чтению в начальных классах школы, - это умение понимать и превращать в звуки написанные или напечатанные буквенные символы, что составляет элементарную технику чтения. На этом процесс обучения чтению фактически заканчивается, и с более совершенными приемами чтения детей в дальнейшем не знакомят."

"техника чтения современного человека намного ниже его возможностей"

"Разрыв между знаниями полученными и знаниями усвоенными становится все больше."

"Почему в школах и вузах, как правило, не обучают научно обоснованным методам запоминания?"

"непрерывная и интенсивная тренировка обеспечивает успех"

"Мозг содержит более 10 млрд. нейронов"

"Нейрон состоит из тела и нервных волокон (дендритов и аксонов)"

мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли (Иоганнес Бехер)"

"Память является органической составляющей человеческой личности. Тренировка памяти должна гармонически вписываться в систему обучения и учитывать влияние на продуктивность памяти таких факторов, как мотивация, эмоции, отношение к учебе, интересы, особенности характера, уровень развития, состояние здоровья и т. п."

"Работа памяти начинается с восприятия информации, которое в значительной степени является процессом выбора. Из огромного разнообразия сведений, обрушивающихся на человека, прежде всего надо выделить существенное и несущественное. Поэтому важно выяснить, что же с точки зрения выбора информации следует считать существенным, а что - несущественным."

"Общеизвестно, что хорошо знакомые вещи запечатлеваются быстрее и хранятся в памяти дольше. Иначе говоря, качество работы памяти, интенсивность процесса восприятия решающим образом зависят от обьема наших знаний. Это можно обьяснить тем, что знания хранятся в памяти не в виде бессвязных фрагментов, а как некоторая система взаимосвязанных элементов, как своеобразная информационная сеть, и поступающая новая информация включается в эту сеть."

"В психологии процесс концентрации определяется как "избирательная направленность сознания на предмет познания". Это означает, что при концентрации происходит выделение существенной информации, на которой и сосредоточивается процесс познания."

"Концентрация - это направленность познавательного процесса на обьект познания путем сосредоточения внимания на существенной информации и игнорирования, элиминирования, несущественной. Следовательно, концентрация состоит из двух взаимосвязанных частей: внимания к существенному и отбрасывания несущественного."

"Исследования показывают, что за время от 50 миллисекунд до полу секунды может быть воспринято не более 4 различных сообщений, если они получены одновременно. Если же информация поступает последовательно в быстром темпе, то может быть воспринято до 5-9 сообщений. Номер телефона, состоящий более чем из 5-9 цифр, запомнить очень трудно или даже невозможно, если не принять специальных мер, например многократно повторить его. Если сразу после восприятия 5-9-значного номера, который до этого не был закреплен в памяти, воспринять какую-либо другую информацию, то последняя вытеснит его. Он через несколько секунд безвозвратно потеряется для памяти."

"С точки зрения тренировки памяти любая информация характеризуется тремя особенностями: смыслом (содержанием, значением), ассоциацией (связью с другой информацией) и структурой (формой)... Соответственно этим трем особенностям информации возникают познавательные связи трех видов: смысловые, ассоциативные и структурные. Создание таких связей служит основой закрепления информации в памяти, то есть запечатления."

"Память - это отражение обьективной реальности, преломленное через интересы и познавательные возможности индивида."

"для обеспечения высокой продуктивности запечатления вновь поступающая информация должна связываться не с любыми нашими знаниями, а с релевантными."

"Основные принципы запечатления информации: 1) Правильно выбирать познавательные связи. 2) Устанавливать разносторонние познавательные связи с целью долговременного запечатления информации. 3) Использовать релевантные познавательные связи."

"чем необычнее ассоциация, тем прочнее она запечатляется"

"Перечислим некоторые виды структурных связей: 1) Алфавитный порядок 2) Группировка 3) Ранжирование 4) Образование фраз из начальных букв слов, составляющих запоминаемую информацию 5) Ритмизация 6) Рифмование"

"Интенсивность запечатления увеличится, если вы будете использовать связи всех трех видов - смысловые, ассоциативные и структурные - одновременно"

"Как и другие фазы памяти, повторение запечатленной информации является познавательным процессом. Его особенность по сравнению с восприятием концентрацией и запечатлением состоит в том, что здесь речь идет не о формировании нового процесса, а о работе уже сформировавшегося. Иными словами, повторение информации состоит в повторном протекании процесса запоминания от восприятия (через концентрацию) до запечатления. Повторение повышает интенсивность работы этих фаз памяти. Информация все более полно и всесторонне включается в информационную сеть памяти и благодаря этому закрепляется."

"Суть повторения как познавательного процесса состоит в том, что, повторяя заученное, человек открывает в нем новые стороны, связывает заучиваемое с имеющимися знаниями, в том числе и со знаниями, полученными в промежуток времени между запоминанием и повторением"

"мгновенная память, кратковременная память, долговременная память; сознательная память, латентная (неосознанная) память"

"Согласно некоторым данным, время работы мгновенной памяти - 20 секунд"

"Только в том случае, если информация находится в памяти больше 20 секунд, она переходит в кратковременную паять и таким образом закрепляется на более или менее длительное время. Однако и здесь действует принцип максимальной потери на ранних стадиях. Чем дольше повторяется информация, тем в целом более интенсивно протекает процесс ее закрепления в памяти."

"Если информацию требуется запечатлеть на несколько дней, то ее целесообразно повторить через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа."

"При повторении всегда следует несколько выходить за рамки той области знаний, к которой непосредственно относится изучаемая информация"

"Беспорядочное и однообразное повторное чтение бессмысленно. В случае необходимости повторения текста следует поступать в соответствии с формулой ОЧОГ:
О - ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти. Ч - чтение. Прочитайте текст еще раз очень внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали. Установите связь между ними и главными мыслями. Несколько раз повторите в памяти главные мысли и их связи с второстепенными. О - обзор. Быстро просмотрите текст. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с соответствующими второстепенными деталями. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям. Г - главное. Мысленно перескажите текст, или, еще лучше, перескажите его кому-нибудь вслух, вспоминая при этом главные мысли."

"Поскольку больше всего информации теряется на ранней стадии закрепления, повторения на этой стадии нужно производить возможно чаще, а затем делать их все более редкими."

"Очень хорошо, что человек многое забывает и его мозг снова освобождается для восприятия новых знаний (Николай Амосов)"

"забывание вовсе не признак плохой памяти или причина ее низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонентов хорошо работающей памяти"

"Информация, которая жизненно необходима, но не используется постоянно и не связана с деятельностью человека в данный момент, должна храниться в латентной памяти. Можно сказать, что она временно подлежит забыванию."

"Емкость латентной памяти значительно больше, а опасность ее перегрузки существенно меньше, чем сознательной памяти."

"забывание не есть нечто отрицательное, вредное - напротив, при правильном использовании оно способствует повышению продуктивности памяти. Это обусловлено прежде всего тем, что забывание - не потеря информации, а сохранение ее в латентной памяти, благодаря которому нужную информацию можно в любой момент воспроизвести (припомнить)"

"Вам, конечно, приходилось встречать давно забытых знакомых и вспоминать их. Это один из видом припоминания - узнавание. Забытая информация воспринимается сознанием и запускает процесс припоминания."

"припоминание - это обратная сторона забывания. Если в процессе забывания информация оттесняется из сознательной памяти в латентную, то в результате припоминания она, напротив, возвращается из латентной памяти в сознательную."

"Все жалуются на свою память, и никто не жалуется на свой ум (Ларошфуко)"

1) Рациональное чтение: Более быстрое и основательное
2) Контекстуальная избыточность лексического значения слова.
3) Год личной эффективности: Когнитивный интеллект. Эффективно учусь, использую техники и инструменты.

No comments:

Post a Comment

Brain Words: How the Science of Reading Informs Teaching

  Speed reading practice  (promo) Book notes: “The more you read and study and experience life, the more words you add to that dictionary in...